Аскер Бербеков из КБР стал победителем последнего сезона шоу «Голос». Корреспонденту «АиФ-СК» он рассказал, почему уехал из КБР в Москву, чем занимается и почему многие молодые кавказцы, стремящиеся в столицу, в итоге становятся героями криминальных сводок.
Соцсети: лифт или пропасть?
Ислам Текеев, «АиФ-Северный кавказ»: Аскер, вы попали на популярное вокальное шоу только с четвёртой попытки. Почему так стремились пробиться туда?
Аскер Бербеков: Я с детства люблю петь, даже на ходу. Не представляю свою жизнь без этого. А «Голос» считаю одним из самых ярких шоу, своеобразной высшей лигой вокалистов. Мне хотелось проверить, на что я способен, попасть на слепые прослушивания, если повезёт, пройти дальше.
- Молодёжь нечасто проявляет такую настойчивость, многие надеются на быстрый взлёт. Легко ли на самом деле добиться славы и нужно ли?
- Мы живём в век засилья интернета и гаджетов, когда каждый может заявить о себе, например, в социальных сетях. Главное - в погоне за славой не потерять себя.
- После окончания школы вы поступили на эстрадное отделение ГИТИСа в Москве и остались жить в столице. Почему?
- У нас подобрался очень хороший курс со своей театральной философией и взглядом на это ремесло. После окончания мы решили не разбредаться по другим театрам. Наш мастер Андрей Щукин предложил нам создать свой театр и назвал его «Мастерской театральных ремёсел». В нём я до сих пор и играю. Ставим спектакли смежных жанров. В «Саундтреке», например, исполняем мелодии на резинках, гвоздях, стаканчиках. Это представление в жанре музыкальной эксцентрики. Театр у нас превращается в творческую лабораторию. Такое в Москве делают единицы.
Нарушители - вне традиций
- Могли бы вы состояться как артист, если бы жили в родной Кабардино-Балкарии?
- Думаю, да, в Нальчике есть Северо-Кавказский институт искусств. Важнее, мне кажется, не географическое положение вуза, а хороший наставник. Яркий пример: режиссёр Александр Сокуров набрал в КБР курс молодых ребят, обучал их несколько лет, и на выходе получились такие замечательные кинематографисты, как Кантемир Балагов и Владимир Битоков.
- В республиках молодым трудно найти хорошую работу. Нужны или родственные связи, или деньги. Как вы считаете, можно ли изменить эту ситуацию, чтобы молодёжь не уезжала в другие регионы?
- Лично мне сталкиваться с проблемами при трудоустройстве в родной республике не приходилось, так как остался в столице, но у меня в Москве есть знакомые ребята, которые говорят, что на Северном Кавказе им негде работать, чтобы прокормить свои семьи. Многие из них без высшего образования, потому что у родителей не было денег, чтобы оплатить учёбу. У людей низкие зарплаты, и это действительно проблема.
- Парни из республик СКФО за пределами родины нередко становятся героями криминальных историй. Как вы считаете, в чём причина? В недостатке воспитания, образования? Или дело в информационной политике СМИ?
- Молодым в принципе нравится эпатировать публику, нарушать общепринятые правила и законы, а сейчас у них есть возможность всё это выкладывать в социальные сети. В интернете огромное количество таких видеозаписей. Скорее всего, ребята просто не нашли своего предназначения в жизни и прожигают её попусту. А может быть, их родители были вынуждены работать с утра до ночи, чтобы поднять детей на ноги, купить учебники в школу и другие необходимые вещи, и не успели привить им свойственную кавказцам культуру поведения и общения.
У всех народов Северного Кавказа есть неписаные правила поведения. У адыгов такой этический свод называется «Адыгэ Хабзэ». Меня с детства воспитывали в соответствии с ним и нормами ислама. На них я ориентируюсь и сейчас. Уважаю своего отца, часто с ним советуюсь. Очень люблю свою республику, каждое лето провожу на родине. Вместе с отцом ухаживаю за садом, кошу траву, поливаю деревья, собираю урожай.
Искусство двойного назначения
- Что привлекает молодёжь в шоу-бизнес и почему, на ваш взгляд, сейчас мало кто мечтает работать в реальной экономике или заниматься наукой?
- Шоу-бизнес это целая индустрия, заточенная на получение денег. Ребята наивно полагают, что в ней легко зарабатывать. Мечтают стать известными певцами, рэперами, выступать с концертами в разных городах.
Я считаю, что каждый должен прежде всего заниматься любимым делом, будь то закручивание гаек или вокал. Как однажды сказала кому-то жена Муслима Магомаева: «Если хочешь петь - пой». Вопрос в том, насколько тебе это нужно. Шоу-бизнес можно сравнить с голливудским кино. Это развлекательный жанр. Поэтому многим нравятся американские боевики и Marvel. Другое дело - авторское кино. Работы Александра Сокурова, Андрея Тарковского и других режиссёров заставляют задуматься.
- Вы часто пишете в соцсетях на родном языке. На шоу «Голос» пели на черкесском…
- Любовь к родному языку воспитывает семья. Когда у меня появятся дети, я обязательно научу их говорить на черкесском, ведь если не передавать родную речь из поколения в поколение, то народ попросту исчезнет.
- Можно ли сохранить национальную культуру в век глобализации и как?
- Очень действенный метод - сохранение языка через разные виды искусства. Здорово, что на языки народов Северного Кавказа переводят фильмы и мультфильмы и выкладывают их в интернет. Если не по телевизору, то хотя бы в YouTube наши дети будут смотреть ленты на родном языке. Мне самому было интересно посмотреть на черкесском языке фильм «Храброе сердце» и мультфильм «Ледниковый период». Но массовое производство дублированных на языки Кавказа картин требует серьёзного финансирования, а бизнесу невыгодно вкладываться в такие проекты, потому что они вряд ли окупятся.