Работа в правоохранительных органах и изобразительное искусство - далёкие друг от друга сферы. Трудно представить себе сотрудника ГИБДД, который в свободное от служебных заданий время маслом на холсте вырисовывает живописные пейзажи. Но Ставрополье богато удивительными людьми. 84-летний Анатолий Болдырев из Зеленокумска - один из них. Он 30 лет прослужил в ГАИ, поставил первые в районе светофоры, а после ухода на заслуженный отдых раскрыл и свои художественные таланты.
Один на два района
В беседе с корреспондентом «АиФ-СК» Анатолий Алексеевич рассказал, что тягу к искусству чувствовал с самого детства. Активно рисовать начал, когда учился в четвёртом классе. Через некоторое время стал постоянным автором всех стенгазет и праздничных плакатов. За помощью к юному художнику обращались даже городские организации и предприятия. Изначально работал с акварелью, потом начал писать маслом.
На службу в местное ГАИ поступил в 1963 году. До этого работал на ремзаводе мастером ОТК (отдел технического контроля). По комсомольской путёвке трёх человек направили в милицию, в их числе оказался и Анатолий Алексеевич.
«Проработал примерно полтора месяца, и меня отправили на трёхмесячные сборы в ставропольскую школу милиции. Когда я вернулся, начальника, который меня принимал на работу, уже не было - он фронтовик, его отправили на пенсию. Старший в ГАИ тоже ушёл - на гражданку. Я один остался», - рассказал Болдырев.
Пришлось в одиночку следить за порядком сразу в двух районах - Советском и Степновском.
Совместить не получилось
Через два года Анатолий Алексеевич поступил сразу в два московских вуза.
«В то время я почти каждый год летал в Москву. Особенно мне нравилось ходить на ВДНХ. Очень там было интересно. Лучшее со всей страны - в одном месте, каждая республика представляла свои достижения, - вспоминает ветеран. - Однажды, будучи в столице, я зашел в автодорожный институт, с собой у меня было свидетельство об окончании школы. Сдал экзамены и поступил!».
А через несколько дней после этого не забывший свою любовь к живописи милиционер решил зайти в институт искусств. Поступить туда оказалось ещё проще. Болдырев прошёл собеседование и в итоге оказался студентом сразу двух высших учебных заведений.
Но учиться сразу в двух московских вузах и при этом работать на Ставрополье оказалось гораздо труднее. В конце концов, идею получить диплом в институте искусств пришлось оставить.
Анатолий Алексеевич продолжал работать на два района. Занимался регистрацией транспорта, принимал экзамены и выдавал права категории А и Б, на нём же была профилактическая работа и вся отчётность. Начинал он с должности инспектора дорожного надзора в звании старшего сержанта, но потом его повысили до лейтенанта и перевели на место госавтоинспектора.
«В общем, всё на мне было. Если случалась авария где-нибудь, я отправлялся туда на мотоцикле. Асфальта не было тогда, только грунтовые дороги. Выезжал, допустим, рано утром в Степное к месту ДТП. Три-четыре часа уходило на дорогу. К обеду приезжал, оформлял протокол и лишь поздно вечером или ночью возвращался домой», - вспоминает пенсионер.
А в подарок - светофор
Первыми светофорами восточное Ставрополье обязано именно Болдыреву.
«У одного нашего участкового дедушка был из Тбилиси. Он рассказал, что у в Грузии у него есть друзья в«ТбилГорСвете». Эта организация занималась установкой дорожных знаков и светофоров, а также их обслуживанием», - говорит Анатолий Алексеевич.
Он сразу поинтересовался, есть ли возможность заказать через знакомых светофоры. Ответ оказался положительным. Через некоторое время уроженец закавказской республики сообщил, что нужно брать грузовую машину и ехать в Тбилиси.
Анатолий Алексеевич доложил о появившейся возможности своему начальству и руководству райсполкома. Инициативному сотруднику выделили новенький ГАЗ-51
и выдали чековую книжку для оплаты заказа.
«Приехал в Тбилиси, меня там встретил родственник коллеги и пригласил к себе», - поделился подробностями ставрополец.
Отдохнув один день, Анатолий Алексеевич поинтересовался, не пора ли ехать за светофорами. Но гостеприимный хозяин настоял, что работа ещё немного подождёт. За заказом отправились только на третьи сутки.
«Загрузили мы три светофора. Они были чугунными - такой светофор вдвоём еле с места могли сдвинуть. Свободное место полностью заняли дорожными знаками. Когда я собрался расплачиваться, южные соседи замахали руками и завозмущались: «Какая чековая книжка?! Это вам подарок от Грузии!» - смеётся Анатолий Алексеевич.
Вернувшись на родину, сотрудник ГАИ доложил о выполненном задании первому секретарю райкома партии и в райсполком. В администрации тут же дали команду об установке дорожного оборудования. Новенькие светофоры поставили на перекрёстках у автошколы, старой автостанции и ремзавода.
Волшебный формопласт
Прослужил на страже порядка Анатолий Болдырев 30 лет. Вернуться к краскам и холстам ему удалось лишь в 1992 году.
«Во время службы я тоже рисовал в свободное время, но не так много, по понятным причинам», - добавил художник.
Рамы для своих картин он делает собственноручно. О технологии их изготовления узнал ещё в молодости, когда посещал студию одного мастера.
«Тогда я как раз начинал рисовать маслом. Мастер научил меня делать с помощью формопласта заготовки для рам. Но сам формопласт тогда сложно было найти. Это был очень дорогой и редкий материал», - объяснил Анатолий Болдырев.
Будучи уже на пенсии, в 1995 году, он случайно встретил своего школьного товарища. Выяснилось, что он занимает должность начальника крупного строительного управления в Киргизии.
«И я между делом обмолвился, что уже долгое время ищу формопласт. Оказалось, что у моего друга детства был доступ к этому материалу, и он мне привез целых два бруска», - рассказал ставропольский художник.
Он уверяет, что сегодня в Зеленокумске никто, кроме него, не владеет технологией изготовления рам, готов поделиться мастерством, однако желающих, к сожалению, пока нет.