В Ингушетии отмечают 126-летие первого в республике профессионального художника Хаджи-Бекира Ахриева. До наших дней сохранилось лишь семь его картин, остальные – утеряны или уничтожены. О судьбе и творчестве мастера – в материале «АиФ-СК».
Первый живописец Ингушетии
«Хаджи-Бекир Ахриев считается первым профессиональным художником и основоположником школы живописцев Ингушетии наравне с Гази-Магомедом Даурбековым. Творчество Ахриева для нашей республики бесценно», - говорит замдиректора по научной работе Государственного музея изобразительных искусств Ингушетии Асет Евлоева.
Считается, что художник написал около 200 полотен. В республиканском музее ИЗО нет ни одного оригинального произведения Ахриева. Копии нескольких его акварелей подарил учреждению к 15-летию Ингушетии Ставропольский государственный музей-заповедник. Там находится семь работ ингушского мастера. Остальные картины утеряны или уничтожены.
Пропало и личное дело Ахриева, хранившееся до депортации вайнахов в Чечено-Ингушском республиканском краеведческом музее.
«Род Ахриевых обладает уникальной историко-этнографической ценностью для Ингушетии с точки зрения социологии и политологии, - считает искусствовед Хава Акиева. - Но за 25 лет самостоятельного развития Ингушетии ни один учёный не изучал этот тейп. А ведь из него вышли такие известные личности, как первый ингушский этнограф Чах Ахриев, просветитель Асадулла Ахриев, братья-революционеры Мухтар и Гапур Ахриевы, лётчик Рашид Ахриев, один из первых профессиональных ингушских художников Хаджи-Бекир Ахриев и другие».
Домой вернулся подмастерьем
Хаджи-Бекир Ахриев рос в высокогорном ингушском селе Фуртоуг. С детства его окружали и вдохновляли живописные виды Ингушетии. Родители наняли мальчику репетиторов, с которыми он занимался дома. Об этом говорит выданное ими свидетельство №908.
«Скорее всего, одним из предметов в программе был русский язык, без знания которого было сложно поступить в светскую школу, - говорит Хава Акиева. - С 1904 по 1912 годы Ахриев учился во владикавказском реальном училище №1. Получал четвёрки и пятёрки. Сведения о его успеваемости сохранились в свидетельстве о переводе из третьего в четвёртый классы».
По одной из версий, увидев в мальчике наклонности и талант к рисованию, его дядя настоял, чтобы Ахриев поступил в Строгановское художественно-промышленное училище, открытое под покровительством великой княгини Елизаветы Фёдоровны.
Окончив четырёхлетний курс практических работ по скульптурному делу, Ахриев получил звание подмастерья. В 1917 году он вернулся на родину.
Портрет убитого
«Первые ингушские художники зародили историко-революционную тему в искусстве. Она стала главной в творчестве Хаджи-Бекира Ахриева, который поддерживал приход советской власти. В частности, он написал картину о долаковском бое с деникинцами», - говорит Акиева.
Творческая интеллигенция после революции часто поднимала антирелигиозную тематику. Следовал ей и Ахриев. В эти годы появились его картины «Зикристы», «Лечение сумасшедшего» и «Моление на Столовой горе».
Ахриева также интересовали этнографические и археологические экспедиции, в которых он с удовольствием участвовал вместе с профессором Сергеем Семёновым. В них художник делал наброски, писал этюды и создал первые большие акварельные работы «Бой под селением Сурхахи», «Экажево», «Воздвиженский бой» и «Совнарком горской республики в горах в 1919 году».
Увлекался Хаджи-Бекир Бачиевич и скульптурой. Именно ему Совнарком поручил изготовить барельеф первого секретаря областного комитета ВКП (б) Ингушской автономной области Иосифа Черноглаза, убитого под селом Галашки в 1930 году. Эту работу Ахриев выполнил за ночь, запечатлев с натуры лицо убитого политика.
Он много работал по кости, в частности вырезал камеи. Немало у Ахриева работ из кабаньего и моржового клыков, слонового бивня. Сохранился его костяной нож для разрезания бумаги. В свободное время художник занимался самообразованием и читал много старинных книг по истории Ингушетии.
«Вам никогда не будет стыдно»
Творческого признания Ахриев добился в 1931 году на олимпиаде горских народов в Ростове-на-Дону, когда его пейзажи заняли первое место. На ней ингушский художник представил 11 картин, изображавших бои, религиозные обряды и народный быт.
«Художник пишет только акварелью, создавая небольшие этюды и крупные картины. Тематика его работ очень разнообразна: эпизоды Гражданской войны, жизнь и быт горцев, красочная природа Кавказа», - писал про творчество Ахриева искусствовед Борис Веймарн.
В 1932 году Ахриев возглавил Ингушский музей краеведения. В годы его руководства учреждение считалось образцовым и часто удостаивалось хвалебных отзывов Наркомпроса СССР.
Жизнь художника внезапно поменялась в 1934 году. Ахриева обвинили по ложному доносу и арестовали. К тому времени он женился и растил пятерых детей.
«Когда в дом Ахриевых пришли сотрудники НКВД, чтобы забрать Хаджи-Бекира, он повернулся к жене Хаве и детям со слезами на глазах и сказал: «Вам за меня никогда не будет стыдно. Я ни в чём не виноват». Больше его не видели», - рассказывает Акиева.
Художника признали политическим ссыльным и отправили на строительство Беломорканала. Жена Ахриева не выдержала несправедливого обвинения в адрес мужа и скончалась через год после его ареста. Хаджи-Бекир Бачиевич умер в ссылке в 1940 году. Ему было 45 лет.
Пятеро осиротевших детей Ахриевых вместе с другими ингушами в 1944 году были высланы в Среднюю Азию. Когда им пришлось голодать на чужбине, старшая дочь акварелиста Ханифа достала оставшуюся от матери брошь с её изображением из кости в золотой оправе, сделанную отцом, и предложила продать вещицу, чтобы купить еды. Но ни один из детей художника не согласился на это.
Президиум Верховного совета Северо-Осетинской АССР за отсутствием состава преступления реабилитировал Ахриева только спустя 22 года после его смерти – 19 июня 1962 года.