Пение разрабатывает лёгкие, игра на инструментах - формирует характер, а хор социализирует. Как музыка влияет на детей и что слушать вредно для психики и здоровья, stav.aif.ru рассказал педагог и профессиональный музыкант Евгений Моисеев.
С баяном на велосипеде
Виктория Ветер, stav.aif.ru: Как вы начали заниматься музыкой?
Евгений Моисеев: Моя бабушка Поля в юности играла на гармошке и бубне, очень любила народное творчество. По её настоянию и моего старшего брата Игоря и меня отдали в музыкальную школу. Брату приходилось ездить на занятия на велосипеде в отдалённый район с тяжёлым баяном - школа тогда находилась на другом конце города. Предполагалось, что я тоже буду баянистом. Но на прослушивании преподаватель в классе скрипки Нина Петровская сказала маме, что у меня абсолютный слух, чувство ритма, голос и все данные, чтобы стать её учеником. Из-за этого она даже поспорила с учительницей брата Тамарой Коледой. На семейном совете решили, что я всё же пойду на скрипку.
- Насколько важны врождённые способности?
- Для игры на скрипке необходимы идеальные данные - чувство ритма и слух, это связано с особенностями игры на инструменте. Для большинства же дисциплин достаточно иметь просто хорошие данные, с которыми можно работать. Если ученик упорно трудится, он добьётся результатов и сможет сравниться с теми, кто музыкален от природы.
- В чём смысл отдавать детей учиться музыке для общего развития?
- Занятия расширяют кругозор, формируют вкус, воспитывают характер. Например, пение и духовые инструменты разрабатывают лёгкие, дыхание. Хор социализирует и приучает к чувству локтя, к коллективной работе. Музыка воспитывает выдержку, почти религиозное смирение, которое необходимо для разучивания произведений. А ещё она нередко даёт силы жить, работать, воспитывать детей, преодолевать трудности, переосмысливать ценности. Музыка показывает, что мир прекрасен, жизнь прекрасна, люди прекрасны, несмотря ни на что.
- Что вам дала музыкальная школа, кроме непосредственно профессиональных навыков?
- Я научился планированию и системному подходу. Занятия музыкой действительно дисциплинируют — у тебя есть подробный план теоретических и практических занятий в школе и дома, а также уроки в общеобразовательной школе. Концерты тоже требуют выдержки и усилий. Высокая нагрузка заставляет повзрослеть раньше сверстников, серьёзней относиться к жизненным целям.
- В рекламе новых школ обещают научить петь и играть что-то уже на первом уроке. Есть ли польза от таких занятий?
- Это скорее развлечение или знакомство с инструментом. Да, мелодию из трёх нот реально исполнить почти сразу. Но если мы говорим о качественном профессиональном исполнении, то нужны методики и системы музыкальной школы. Это пять-семь лет обучения, игра на инструменте три раза в неделю, два раза в неделю сольфеджио, ещё два раза музлитература, столько же хор, каждые три месяца отчётные концерты и так далее. На настоящее музыкальное образование большинству взрослых людей не хватит ни времени, ни сил.
Поздно класть кирпич
- Случалось ли сомневаться в выборе пути?
- Я окончательно решил связать жизнь с музыкой, когда пошёл получать профессиональное образование в училище. Сомнения, наверное, возникают у всех. Но становление музыканта происходит не за месяц, не за год и даже не за десятилетие. Мне 33 года, и я вряд ли смогу освоить новую специальность. Поздно учиться класть кирпич, надо брать себя в руки и работать.
- Вы и артист, и преподаватель - насколько типично такое сочетание профессий? Что нравится больше - давать концерты или учить детей?
- Мне одинаково интересно и преподавать, и выступать. Десять лет преподавал вокал в школе-студии современной эстрады, кино и телевидения «Останкино», получил там колоссальный опыт. Но сочетать уроки и концерты сложно физически и морально. Поэтому часто преподавателями артисты становятся, когда они менее востребованы публикой. Сейчас у меня меньше времени на педагогику, но это соотношение может измениться даже в пределах года.
- Считаете ли вы свою профессию престижной?
- Да, несмотря на то, что она не очень достойно оплачивается. Образование и преподавание - залог успешного государства. У учителя важная функция - формирование адекватной, эрудированной личности. Когда наблюдаю, как воспитывается ученик, как меняется его видение, я счастлив. Для меня критерии моего успеха - это успех моих учеников, желание учиться у меня и идти по моим стопам. Какая ещё может быть карьера у педагога? Стать завучем, директором, деканом, ректором. Стремлюсь к этому, но пока рано говорить об этом.
- Многие ли ваши однокашники остались работать по специальности?
- Из музыкальной школы - одна десятая, из колледжа - одна пятая. Чем выше ступень, тем больше вероятности, что человек останется в профессии.
- Какие условия нужны, чтобы в ней стало больше молодых?
- Способных детей немало. Мне кажется, имеет смысл пропагандировать идею, что музыка - это круто, транслировать по радио в торговых центрах классику, в транспорте - передачи про композиторов и музыкальные инструменты. От родителей тоже зависит немало. Часто они не считают музыку профессией и после музыкальной школы отправляют детей учиться на юриста, например. И, конечно, не хватает достойной оплаты в регионах и уважения. Труд педагога обесценен: в кабинетах - камеры, дети ставят учителям анонимные оценки, нужно заниматься бумажной работой вместо преподавания. Порой чувствуешь себя подопытной мышью. Мы боялись учителей в школе, а теперь всё наоборот - учитель в страхе.
Без публики не существует
- А страх сцены был?
- Он есть у каждого артиста. На эту тему даже пишут научные работы. На мой взгляд, страх показывает недочёты, допущенные при разучивании произведения. Мой способ преодоления - быть уверенным в знании материала, нарабатывать опыт выступлений, привыкать. Но до конца привыкнуть никогда не получится - всегда будут разные залы, разная публика. Важно, как прошла дорога до места выступления, встретили ли вовремя, удалось ли прибыть заранее, чтобы распеться и подготовиться.
- А чувствовать себя особенным, звездой - доводилось? Нравилось ли внимание публики в детстве и сейчас?
- Доводилось и доводится. Говорить о себе сложно. Но когда ты объективно обладаешь неординарными способностями, отличаешься от других, к тебе проявляют интерес, и он не всегда доброжелательный. Но артист не существует без внимания публики. Выступая, отдаёшь ей свою энергию. Когда она возвращается, чувствуешь большое наслаждение.
- Как относитесь к современной эстраде? Любимые исполнители есть?
- Эстрада - понятие широкое, там и хореографы, и певцы, и инструменталисты. В России под словом «эстрада» чаще понимают медийных личностей. Многие из них вообще не вокалисты и не инструменталисты, для них гораздо важнее яркая внешность или неординарная судьба. Важно, насколько ты интересен как проект. Для меня же очень важна личность. Иосиф Кобзон — эталон. Он был высококлассным исполнителем и большим человеком: помогал, делился опытом, участвовал в благотворительных мероприятиях. Обычно мне у одних нравится голос, у других - интонация, у третьих - манера. Беру себе на заметку близкие по духу черты - «снимаю», как говорят артисты.
- Как думаете, нужно запрещать детям слушать некачественную музыку?
- Безусловно! Музыка мощно воздействует на сознание, можно даже сказать, манипулирует. В эстрадной и популярной музыке главенствуют стихи. Некачественный текст пагубно влияет на ребёнка. А мощные басы вредны и для взрослых - могут вызвать глухоту, парез и другие проблемы со здоровьем.
- Недавно в Ставрополе прошёл патриотический фестиваль «На высоте» с концертами поп-звёзд. Горожане спорили, уместно ли проводить праздники в такое непростое время. А как считаешь ты и почему?
- Если артисты за скромный гонорар просвещают и воспитывают подрастающее поколение, пусть проходит хоть десять фестивалей в день. Даже в военные времена на передовой и в тылу звучали песни. Но приглашать звёзд за миллионы - это сюр и абсурд. Особенно сейчас, когда цены растут, с работой сложности, а люди отовсюду слышат, что денег нет.