Противостояние России и Запада способствует росту популярности исконно русских музыкальных инструментов. Но играющих на них артистов - по пальцам пересчитать. Сергей Колодяжный - один из них. В этом году он окончил Ставропольский краевой колледж искусств по классу балалайки. Вместе с завотделением инструментов народного оркестра Юрием Баранниковым Сергей побывал в прямом эфире stav.aif.ru в социальной сети.
Привет из детского сада
Свою жизнь со струнным народным инструментом Сергей связал случайно. 12 лет назад пришёл в музыкальную школу в Изобильном, чтобы учиться игре на гитаре, а ему дали подержать балалайку. Она сразу понравилась. Может быть, предполагает Сергей, вспомнилась большая картонная балалайка, которая висела на стене в детском саду.
Он попал к сильному педагогу - Таисии Зевиной. Мальчик оказался одним из последних её учеников - она уже ушла на пенсию, но успела привить любовь к балалайке.
«Нисколько об этом выборе не жалею, потому что гитаристов много, а балалаечников - нет, - говорит молодой человек. - На балалайке я играю профессионально, однако меня учили играть также на домре, баяне, аккордеоне и фортепиано».
Свои достоинства есть, по мнению Сергея, у каждого инструмента. Например, баян играет, как целый оркестр, а гитару можно взять с собой во двор. Балалайка же, хоть и имеет всего три струны, две из которых настроены на один тон, позволяет создавать неповторимое звучание.
«На ней используется очень много приёмов - тремоло, вибрато, пиццикато. Причём вибратто исполняется правой рукой, играющей, а не левой, прижимающей струну, как на гитаре или домре», - объясняет музыкант.
Таким народный инструмент был не всегда. Забаву скоморохов в XIX веке усовершенствовал музыкант Василий Андреев, подобрав лучшие материалы и форму. Звук стал объёмнее, тембр - приятнее, диапазон - шире. Балалайку «пустили» на сцену и начали на неё перекладывать мелодии, написанные для других инструментов, исполнять не только народную музыку, но и классику.
Как стать виртуозом
Сергей за годы обучения играл на балалайке и Моцарта, и Шуберта, и Глинку. Сольных произведений для неё мало, чаще ей аккомпанирует фортепиано или баян. Есть пьесы ученические, концертные и виртуозные. Изящный «Гротеск и размышление» Евгения Дроздянского Сергей играл на фестивале «Музыкальная осень Ставрополья» в 2020 году. Намного трудней было исполнить «Эй, ухнем» в обработке современного музыканта Евгения Шабалина. Благодаря ей ставропольский балалаечник стал лауреатом второй степени на прошедшей недавно в Челябинске «Студенческой весне» для средних учебных заведений.
«Эта обработка считается виртуозным произведением. Чтобы достичь совершенства, мне ещё долго нужно работать. Возможно, через много лет сыграю, как Шабалин», - говорит Сергей.
В плейлисте Сергея много балалаечной музыки, в том числе московского виртуоза Алексея Архиповского. Ставрополец был на его концерте и поразился особой технике, которую сложно повторить.
Нравится выпускнику колледжа, и как балалайка звучит в других музыкальных жанрах. Он на слух подобрал «Дым над водой» легендарной британской группы «Deep Purple», с удовольствием слушает фолк-рок и не против использования своего любимого инструмента в эстрадных произведениях. Сергей уверен: нести балалайку в массы важнее, чем играть для узкой аудитории.
Баян по цене автомобиля
Увлечённых русскими инструментами студентов в колледже немного, говорит заведующий отделением инструментов народного оркестра Юрий Баранников. Дети редко выбирают народные, потому что боятся насмешек сверстников.
«Даже когда я учился на баяне, его считали несерьёзным инструментом, - вспоминает Юрий Николаевич. - Зато сейчас многие звонят и спрашивают, где можно послушать народную музыку. Мы стараемся больше давать концертов, ездить по краю».
Играет роль, по мнению педагога, и низкая оплата труда музыкантов народного оркестра и педагогов музыкальных школ и училищ.
«Большинство людей рассуждают на перспективу, а на эстраде можно заработать гораздо больше. Конечно, туда пробиться тяжело, но с народным инструментом ещё труднее, - полагает педагог. - Хотя такие примеры есть. Например, Сергей Войтенко продвигает баян, а Пётр Дранка - аккордеон. Когда такие звёзды появляются, в музыкальные школы начинают тянуться дети, чтобы освоить эти инструменты. Но в целом не хватает популяризации народной музыки по телевидению».
Не все родители могут потянуть расходы. В школе ещё можно играть на дешёвом учебном инструменте, а вот в училище уже нужен концертный вариант. Достойная сцены балалайка сейчас стоит от 100 тысяч рублей, а баян - до полутора миллионов рублей! Чтобы заниматься на дорогих инструментах, студенты занимают в колледже очередь, потому что и в учебном заведении «элитные» в дефиците.
Но если балалайки и аккордеоны всё же можно купить, то нехватку педагогов восполнить непросто. Остаются самые преданные профессии, приходят в неё самые увлечённые.
«У нас были примеры, когда родители заставляли одарённых выпускников школы получать «полезное» образование, они оканчивали другое учебное заведение, отдавали диплом родителям и приходили поступать к нам», - рассказал Юрий Баранников.