Когда-то душой называли фиксатор, необходимый для того, чтобы два слоя войлока не смешались между собой при изготовлении валенок. Альбине Торчиевой для создания современных изделий из войлока тоже нужна душа и в прямом, и в переносном смысле.
Материал на все случаи жизни
Альбина Торчинова - мастерица на все руки. Химик-органик увлеклась рукоделием, пока сидела дома с маленькой дочкой, а потом это стало делом всей её жизни. И она с удовольствием делится опытом со всеми желающими. Недавно провела мастер-класс по войлоковалянию в Центре развития народных художественных промыслов во Владикавказе, где царит удивительная атмосфера творчества и гостеприимства.
«Об этом ремесле я узнала из Интернета лет 10 назад. Удивилась, что из войлока можно сделать всё в доме: обувь, сумки, пальто, даже посуду, - рассказала мастерица. - Стала пробовать. Процесс захватывает с первой минуты. Когда начинаешь делать, не представляешь, что получится».
Для войлоковаляния нужны мягкая шерсть от мериносов, шёлк и приспособления для ускорения процесса: рубель и шлифовальная машинка. Можно обойтись и без техники: у наших прабабушек и без них получались отменные вещи.
Шерсть как краски
На мастер-классе учили валять митенки - перчатки без пальчиков. Зигули Джиоева и Фатима Джанаева делали это впервые и говорят, что им очень понравилось. Раньше они вместе ходили в центр на басонное плетение - это ещё одно старинное народное ремесло.
Альбина считает, что качество изделия напрямую зависит от раскладки шерсти. «Это как мазок кисти. Чем тоньше будет мазок, тем красивее изделие. И никаких дырочек». Ученицы стараются под чутким руководством наставника. Через два часа у них на руках готовые митенки: яркие, с разводами - украшениями другого цвета.
Тапочки, которые сделала Торчинова, валять сложнее и дольше. Но зато какая прелесть на ногах: тепло, мягко, экологично. И с душой. Наверное, не зря прослойке для валенок придумали такое красивое название - «душа». Изделия ручной работы - всегда особенные, хранящие тепло рук мастера.
Альбина Торчинова увлечена и керамикой. Работает над проектом «Дома Владикавказа», создаёт точные крохотные копии исторических зданий старого города. Прослойка здесь не требуется процесс другой, но без души по-прежнему никак.