Этой весной отмечается 2345-я годовщина смерти выдающегося учёного, философа античности Аристотеля. Он родился в 384 году до н.э., по некоторым указаниям, между июлем и сентябрём, и прожил до 323 года. Греки, живущие на Ставрополье, чтят великого сына Греции.
Античный взгляд
Какой была жизнь и чем поражает творчество великого человека, деятельность которого до сих пор вызывает бурные споры в научных кругах? «Окончательного разрешения всех трудностей, связанных с изучением Аристотеля, вообще никогда не будет, поскольку Аристотель бесконечен как предмет научного изучения», - писал крупнейший советский антиковед Алексей Лосев.
Всё вокруг, как считал ученик Платона и воспитатель Александра Македонского, наполнено глубоким смыслом, всё - не что иное, как произведение искусства, и природа, и небесный свод, и сам человек.
Древние греки называли мир космосом. В переводе с древнегреческого это слово означает «лад», «порядок», «красота». Видеть за внешней красотой принцип устройства мира было жизненной позицией Аристотеля. Вероятно, поэтому его и называют подлинно античным философом.
Ещё одна особенность аристотелевского мышления - сочетание красочных образов с детальным исследованием жизни.
Платон мне друг, но истина дороже
По некоторым данным, в Платоновскую академию сын провинциального врача Аристотель попал на 18-м году жизни. Этот факт говорит о его обширных познаниях и интересе к философии, которые привели его к учёному, уже известному в те времена от Малой Азии до Сицилии. Встретились они не сразу, поскольку глава Академии был в отъезде. И потом, по сведениям античных историков, отношения двух мыслителей древности были не просто сложными, а даже неприязненными.
Платона раздражало повышенное внимание Аристотеля к собственной внешности. Учитель считал это недостойным философа.
«Считают, что поводом к вражде Платона и Аристотеля послужило следующее: Платон не одобрил свойственной Аристотелю манеры себя держать и одеваться, - пишет римский историк Клавдий Элиан, которого цитирует философ Алексей Лосев. - Ведь Аристотель слишком много значения придавал одежде и обуви, стриг в отличие от Платона волосы и любил покрасоваться своими многочисленными кольцами. В лице его было что-то надменное, а многословие, в свою очередь, изобличало суетность нрава. Не приходится говорить, что эти качества не свойственны истинному философу. Поэтому Платон не допускал к себе Аристотеля, предпочитая ему Ксенократа, Спевсиппа, Амикла и других, кого он отличал всяческим образом, в частности разрешением принимать участие в своих философских беседах».
Возможно, всё это было так, и любование собой вызывало раздражение окружающих. Но с годами это прошло, потому что в зрелых работах Аристотель рисует образ философа, которого больше волнует духовная сторона жизни и который не отвлекается на внешние пустяки. В молодости он был, по свидетельствам современников, строптивого нрава, что тоже заметил его учитель. Сравнивая его с медлительным учеником Ксенократом, Платон говорил: «Одному нужны шпоры, другому узда», «Какого осла мне приходится вскармливать, и против какого коня!».
Аристотель оказался настолько резвым, что в какой-то момент вытеснил Платона с территории, на которой тот вёл беседы с учениками.
«Однажды, когда Ксенократ на некоторое время, чтобы посетить свой родной город, покинул Афины, Аристотель в сопровождении учеников, фокейца Мнасона и других, подошел к Платону и стал его теснить, - рассказывает Эллин. - Спевсипп в этот день был болен и не мог сопровождать учителя, восьмидесятилетнего старика с уже ослабевшей от возраста памятью. Аристотель в злобе и с заносчивостью стал задавать вопросы, желая как-то его изобличить, держал себя дерзко и весьма непочтительно. С этого времени Платон перестал выходить за пределы своего сада и прогуливался с учениками только в его ограде.
По прошествии трёх месяцев вернулся Ксенократ и застал Аристотеля прохаживающимся там, где обычно гулял Платон. Заметив, что он со своими спутниками после прогулки направляется не к дому Платона, а в город, он спросил одного из собеседников Аристотеля, где Платон, ибо подумал, что тот не выходит из-за недомогания. «Он здоров, - был ответ, - но, так как Аристотель нанёс ему обиду, перестал здесь гулять и ведёт беседы с учениками в своем саду». Услышав это, Ксенократ направился к Платону и застал его в кругу слушателей (их было очень много, и все люди известные). По окончании беседы Платон с обычной сердечностью приветствовал Ксенократа, а тот с не меньшей его, при этой встрече оба ни словом не обмолвились о случившемся. Затем Ксенократ собрал Платоновых учеников и стал сердито выговаривать Спевсиппу за то, что он уступил их обычное место прогулок, потом напал на Аристотеля и действовал столь решительно, что прогнал его и возвратил Платону место, где он привык учить».
Несмотря на такие стычки, Аристотель уважал учителя и покинул Академию только после его смерти. Платон позволял ему читать лекции и вести занятия. Там, где он спорит с наставником, он говорит не лично от себя, а от имени всех учеников. Это значит, что он всё же причислял себя к его школе и считал себя платоником.
Учёный поздней античности Аристокл из Мессены свидетельствовал, что на алтаре, воздвигнутом в честь Платона, была надпись, придуманная Аристотелем. Её первый стих - об ученике, который учредил алтарь во имя богини дружбы Филии и посвятил его Платону. «….Пришедший в славную землю Кекропии благочестиво учредил алтарь святой дружбы мужа, которого дурным и хвалить не пристало; он единственный или, во всяком случае, первый из смертных показал очевидно и жизнью своей и словами, что благой человек одновременно является и блаженным; но теперь никто и никогда не сумеет этого понять», - такие слова Аристотель оставил в память о Платоне.
Заняли место в Академии
После смерти учителя Аристотель почти сразу покинул Афины, чтобы отправиться в Малую Азию. В Академию он больше не вернулся. Её возглавил племянник Платона Спевсипп - человек, который ещё при жизни дяди критиковал его учение об идеях. Вероятно, это и стало главной причиной исхода части учеников. Ни Аристотель, ни один из самых честных учеников, Ксенократ, не захотели оставаться.
«Спевсипп, по их мнению, унаследовал не дух Платона, но только его пост главы школы», - пишет философ Алексей Лосев.
Когда Спевсипп тяжело заболел, он всё-таки позвал Ксенократа, и через 10 лет после смерти Платона тот всё-таки возглавил Академию и управлял ею четверть века.
Аристотель со временем вернулся в Афины, но дух Академии уже был ему чужд. Ксенократ переработал идеи Платона, только совсем иначе, чем Аристотель. К тому же новый глава школы, который и в юности отличался суровостью и важностью, не был расположен к дружеским связям и держался отстранённо. Современники писали, что его не смогла сбить с пути даже прелестная куртизанка Фрина. Дух и волю Ксенократ закалил так, что терпел прижигания тела в лечебных целях.
Не имели на него влияния даже власть имущие. Однажды Александр Македонский прислал ему деньги. Медлительный ученик Платона отсчитал себе часть и остальное отправил назад с пожеланием, чтобы царь потратил их на народные нужды. От военачальника Антипатра подношений вообще не принял, а на приветствие ответил только по окончании учёной беседы. Когда он пришёл к нему просить об освобождении афинских пленников, взятых в Ламийской войне, то зачитал полководцу «Одиссею» Гомера, тот отрывок, где спутники-скитальцы освобождаются из плена волшебницы Кирки.
Если над Ксенократом насмехались, он говорил, что отвечать не будет, так как недостойно трагедии критиковать комедию. В общем, он чувствовал и вёл себя как важная птица. Стоит ли удивляться, что между ним и Аристотелем, как мы помним, с юности влюблённым в себя, не сложилось дружбы. Впрочем, был в этом и огромный плюс: Аристотель решил создать собственную школу.
Не добавляла симпатии двум философам и история с родственником Аристотеля Каллисфеном. Учёный рекомендовал его царю Александру Македонскому в качестве советника, секретаря и историка. А тот стал участником заговора против правителя в 327 году и был казнён. Чтобы досадить Аристотелю, Александр Македонский одаривал Ксенократа, а не своего ученика. Впрочем, насколько Аристотель и завоеватель были близки, вопрос тоже спорный.
Сын придворного лекаря
Отец Аристотеля Никомах был известным врачом. Однажды его пригласил поработать царь Аминта III - отец Филиппа и дед Александра Македонского. Так Никомах оказался придворным лекарем в городе Пелла. Он жил там с женой Фестидой, двумя сыновьями и дочерью.
Аристотель не стал профессиональным врачом, как отец, но хорошо разбирался в медицине. Когда он заболел и получил назначения врача, он отказался слепо их выполнять. «Не обращайся со мной как с пастухом или землевладельцем, а сначала объясни то, почему ты их даёшь, тогда я готов слушаться», - заявил он.
У распространённой версии, что Аристотель стал учителем Александра Македонского, было немало критиков. Предполагали, что завоевавший полмира правитель скорее был учеником кого-то из учеников, например Диогена Синопского.
Историк Плутарх упоминает Аристотеля лишь на третьем месте среди воспитателей будущего царя. Негативные черты - вспыльчивость, жестокость и тому подобное - Александр мог перенять у других учителей.
Сомнения внушают и даты. Александр родился в 356 году, соответственно, ко времени приглашения Аристотеля ко двору, то есть в 343 году сыну царя было уже 14 лет. Наверняка у наследника Филиппа к этому времени сложились властные привычки, отказаться от которых ему было уже сложно.
Известно, что трактат, как воспитывали Александра, написал киник Онесикрит, ученик Диогена Синопского, который сопровождал завоевателя в его походах в Малую Азию. В работе полно восхвалений правителя, но вообще не упомянут Аристотель. Ещё один древний историк, Марсий из Пеллы, знатный македонец, рассказывает, что учился вместе с Александром. Он тоже упускает из виду влияние Аристотеля. А третий источник того же периода пишет, что юный Александр презрительно отзывался о философе.
«Ощущение себя не только греком, но гражданином мира, которое приписывалось Александру, Аристотелю присуще вовсе не было. Оно скорее относится к взглядам философов-киников, в частности упомянутого выше Онесикрита, который был одним из фаворитов Александра», - анализирует Лосев.
Не царствовал, раз не творил добро
Уже в первом веке до н.э. появилась литературная традиция восхвалять Александра и его добродетели, оставляя без внимания преступления, и почитать Аристотеля как идеального педагога и наставника. Появилось даже поддельное письмо, в котором Филипп якобы просит Аристотеля стать воспитателем его сына. Однако дата на нём сфальсифицирована неумело. В момент появления этого документа учёный сам ещё был учеником у Платона, ему было 28 лет.
Но и отвергать факт воздействия Аристотеля на Александра нельзя, его подтверждают крупные античные писатели Дионисий Галикарнасский, Эратосфен, Квинтиллиан, Плутарх, Дион Хризостом, Диоген Лаэрций.
Если всё же наставническая связь между величайшим завоевателем и величайшим философом была, то наверняка отразилась на аристотелевском творчестве.
Византийский писатель Иоанн Стобей в своей «Флорилегии» приводит цитаты из сочинения Аристотеля «О благородном происхождении». Размышления философа сводятся к тому, что приобретённая добродетель важнее, чем принадлежность к знатному роду.
Что касается Македонского, то его интерес к Аристотелю подтверждает древнегреческий историк Онесикрит. По его словам, правитель всегда при себе носил копию «Иллиады», сделанную философом. Он хранил её под подушкой, как и кинжал.
Есть также подтверждения, что Александр и Аристотель обсуждали, какая часть философии может быть доступна массам, а какая должна оставаться секретной. Историки приводят упрёки царя учёному за обнародование тайных знаний.
«Александр, по-видимому, не только усвоил учения о нравственности и государстве, но и приобщился к тайным, более глубоким учениям, которые философы называли «устными» и «скрытыми» и не предавали широкой огласке, - пишет философ Аза Тахо-Годи. - Находясь в Азии, Александр узнал, что Аристотель некоторые из учений обнародовал в книгах и написал ему откровенное письмо в защиту философии, текст которого гласит: «Александр Аристотелю желает благополучия! Ты поступил неправильно, обнародовав учения, предназначенные только для устного преподавания. Чем же будем мы отличаться от остальных людей, если те самые учения, на которых мы воспитаны, сделаются общим достоянием? Я хотел бы превосходить других не столько могуществом, сколько знаниями о высоких предметах. Будь здоров». Успокаивая уязвленное честолюбие Александра, Аристотель оправдывается, утверждая, что эти учения хотя и обнародованы, но вместе с тем как бы и не обнародованы. В самом деле, сочинение о природе было с самого начала предназначено для людей образованных и совсем не годится ни для преподавания, ни для самостоятельного изучения».
Македонский, по-видимому, уважал людей, о которых ему рассказывал мудрый учитель. Например, в малоазийском городе Фаселид он посетил статую знаменитого ритора Теодекта. Это был один из учеников Платона, Исократа и Аристотеля. Александр положил к ее ногам несколько венков. Это было сделано после обильных возлияний на пиру. «Так, забавляясь, он воздал дань признательности человеку, с которым познакомился благодаря Аристотелю и занятиям философией», - описывает действия царя Плутарх.
Несмотря, на сложные отношения ученика и учителя, Аристотель успел внушить Македонскому уважение к философии и её представителям. Аристотель специально для Александра написал книгу, каким должен быть правитель. На первое место он ставил обязанность творить добро. Самокритичный Александр позже так и говорил, если историки не приукрашивают: «Сегодня я не царствовал, ведь я никому не делал добра».
Ликей и гимнасий
Свою школу Аристотель открыл в Афинах возле храма Аполлона Ликейского. Вся эта местность на северо-востоке города в народе называлась Ликеем. Местные жители занимались там верховой ездой. А рядом было место для занятий физической культурой - гимнасий. Его построил то ли Ликург, борец с тиранией Писистрата, то ли сам Писистрат, то ли Перикл, но одно историки говорят точно: Ликей существовал за 100, а может, и за 200 лет до Аристотеля. Там занимались философы-софисты, учение которых зародилось в V веке до нашей эры и ставило в центре знаний человека и его настроения и мысли, в то время как древняя философия была сосредоточена на вопросах природы и космоса.
После того как Аристотель основал там школу, Ликей был уже дважды разрушен - Филиппом V, около 200 года до н.э., и римским полководцем Суллой, около 87 года до н.э. Тогда пострадала и Академия.
Рядом с Ликеем и Академией росли городские сады, которые в Афинах называли перипатами. В них философы и читали свои лекции. Рядом были гимнасии для физических упражнений, которые потом стали восприниматься как места вообще для обучения.
Ликей и Академия были самыми известными в Афинах гимнасиями с перипатами. Но была также ещё Киносарс - школа киников, основанная ещё одним учеником Платона - Антисфеном.
Перипаты, как и гимнасии, получили обобщающий смысл: так стали называть научные и философские школы.
Греческий философ Эпикур упоминает в своих трудах «перипат Платона», где проходили лекции. А римский философ Цицерон сообщает, что ученики этого мыслителя назывались перипатетиками и были сначала «академическими» в отличие от «ликейских перипатетиков». А вот потом произошло разделение понятий. Платоновские выпускники стали академиками, а последователи Аристотеля остались перипатетиками.
Ликей и Академия отличались не только воззрениями учителей. Платоновские сады были у учёного в собственности, а вот аристотелевский Ликей оставался общественным, потому что Аристотель не был местным жителем и, как пришлый метек-переселенец, не имел права покупать землю в Афинах.
В Ликее был храм Аполлона Ликейского, в Академии - святилище Афины, муз героя Академа, алтарь Прометея. Академия была на северо-западе от Афин, за Дипилонскими воротами, а Ликей - на востоке, ближе к Диохаровым воротам, где из-под земли били источники питьевой воды.
В спорах рождается истина?
Что отличает учение Аристотеля? Русский философ Лосев называл две главные черты: тщательный историзм и систематика научно-философского исследования. Перед тем как изложить свои соображения по тому или иному предмету, он сначала анализирует всё ранее уже написанное в этой сфере. Например, «Метафизика» начинается критическим разбором всего, сказанного до него. Аристотель упоминает Фалеса, Анаксимена, Гераклита, Анаксадора, Ксенофана, Эмпедокла, Мелисса, Диогена Аполлонийского, пифагорейцев, Демокрита, Сократа и, конечно, Платона. «Этику Никомахову» он начинает с цитат предшественников о государственном устройстве, а потом даёт свои советы и излагает собственные размышления. В «Риторике» он рассуждает о том, что «давно существующее кажется до некоторой степени близким к природному», а «истинным представляется то, что всегда имеет одинаковый вид». Схожие мысли у разных философов ему кажутся более близкими к истине. Это же он считает причиной, по которой в любом вопросе надо сначала изучить всё, что уже писали на этот счёт. В «Топике» он также добавляет: изучать надо не только близкие по духу труды, но и противоречащие им, так как поиск истины подразумевает и преодоление противоречий. А это уже близко к фразе, которую приписывают Сократу: «В спорах рождается истина».
Помимо историчности и систематичности, антиковед Лосев отмечает у Аристотеля требование спокойно осмыслять происходящее.
«В своем отношении к философии Аристотель (а значит, и его школа) удивительным образом умел совмещать практически-эмпирические исследования и спокойное, невозмутимое и блаженное состояние чистого разума, - пишет Лосев. - Аристотель говорил, что как конь рождён для бега, бык для пахоты и собака для поисков, так человек рождён для двух вещей - для умопостижения и действия, как некий смертный бог.
Он отнюдь не призывает отказываться от деятельности в пользу созерцания, но считает осмысление действительности, работу разума самым необходимым, практичным и блаженным действием.
Это интересно
В Ессентуках греческие меценаты построили храмовый комплекс Петра и Павла. Там установлена самая большая в России статуя Христа. Она находится на возвышенности, а внизу к главной церкви Святых Первоверховных апостолов Петра и Павла ведёт аллея с бюстами Аристотеля и других древнегреческих философов. Строители комплекса назвали их христианами до Христа. О каждом на стенде аллее сказано главное.
Сократ придумал слово «философия», дал определение понятиям и категориям, описал значение духовного мира.
Платон - ученик Сократа, сделавший учителя главным персонажем всех своих произведений в форме диалогов. Настоящее имя Платона - Аристокол. То, под которым его все знают, дал как раз Сократ. По свидетельствам современников, Платон был олимпийским чемпионом, побеждал в панкратионе. Основал Академию.
Аристотель обозначен как ученик Платона и воспитатель Александра Македонского. Основал Ликей. Создал логику и сам стиль научного мышления. Был великим диалектиком.
Фукидид - древнегреческий историк, написавший труд о Пелопонесской войне 424 года, во время которой был стратегом, командовал афинской эскадрой. За неудачи на фронте на 20 лет отправился в изгнание из Афин.
Плутарх - биограф и моралист, посвятивший свои произведения вопросам религии. Автор «Пифийских диаологов».
Хилон - политик и поэт, повлиявший на обычаи Спарты.
Софокл - драматург и трагик.
Солон - политик, законодатель и поэт.
Аполлоний - древнегреческий математик, специалист по геометрии. Написал монографию «Конические сечения», в которых изложил теорию эллипса, дал названия параболам и гиперболам.
Гомер - слепой древнегреческий поэт-сказитель, создатель поэмы «Илиада». Почти половина литературный папирусов, найденных в Древней Греции, - это отрывки из его поэм.
Светлой памяти академика Ф.Г. Кессиади посвящается.
Автор выражает благодарность Геннадию Афанасову за помощь в подготовке материала.
Фалес Куцурадис
На правах рекламы