В Северной Осетии открывают «Школу войлока», в которой будут учить валянию из шерсти. Как возрождение ремёсел поможет сохранить национальную идентичность и решить проблему самозанятости в республике, «АиФ-СК» узнал у автора проекта Аланы Бзаровой.
Уроки для педагогов
Исторически войлок использовали по всему Северному Кавказу и за его пределами. Технология была несложной, а потому быстро стала массовой: вычесанную шерсть коз или овец смачивали щелочным раствором, благодаря которому ворсинки цеплялись друг за друга, а затем из полученной массы сваливали цельное полотно. Из него делали верхнюю одежду, например знаменитые кавказские бурки, обувь, головные уборы и башлыки, ковры, которыми украшали жилища.
«Для создания современной одежды из войлока я хотела привлечь кавказских мастериц, но, переехав в Северную Осетию, поняла, что это ремесло полностью утрачено, - рассказала Алана Бзарова. - Туристам и сегодня предлагают валяные изделия, но торговцы закупают их в соседних регионах, потому что местного производства нет».
Первые бесплатные мастер-классы по войлоковалянию Алана организовала в начале года. Желающих оказалось больше, чем предполагалось, срочно пришлось докупать шерсть, чтобы все смогли поучаствовать в занятии. В тот раз собралось 90 участниц. На уроках по сухому валянию они научились делать брошки в форме медвежат и игрушечных зайцев, а на занятиях по мокрому валянию изготовили брошки-цветки и жилетки.
Новая серия занятий начнётся в ноябре и продлится до июня 2020 года. Во Владикавказе пройдёт двадцать мастер-классов, на которых покажут пять техник валяния. Теперь на занятия ждут уже 210 участниц, причём 45 мест зарезервировали для педагогов дополнительного образования.
Алана рассчитывает, что благодаря проекту валянием заинтересуются по всей республике, ведь экомода набирает популярность, а войлок благодаря свойственной ему терморегуляции, лёгкости, непродуваемости и непромокаемости снова становится актуальным. Кроме того, навыки работы с шерстью будут полезны малообеспеченным жителям республики, которые смогут обеспечивать себя и свою семью натуральной, экологически безопасной одеждой, аксессуарами, обувью, предметами быта и интерьера, игрушками, а также продавать их в качестве сувениров местного производства.
В поисках мериноса
«Национальная школа войлока Осетии» - это второй проект частного социально-культурного учреждения «Благодать», который он реализует при поддержке Фонда президентских грантов и собственных средств. Большую помощь оказывает и общественная организация «Иузинад», которая бесплатно предоставила помещения для проведения мастер-классов.
Наибольшая сложность, с которой столкнулись мастерицы, - это поиск подходящего материала. Хотя в Северной Осетии возрождают овцеводство, местные скотоводы утилизируют шерсть после стрижки. Возможно, если работа с войлоком станет популярнее, они перестанут разбрасываться таким ценным ресурсом. Пока же шерсть приходится закупать у московских производителей и за рубежом.
«С шерстью для валяния грубой одежды, предметов интерьера и ковров проще, ведь в республики всегда существовало овцеводство. Фермерам некуда было сбывать шерсть, поэтому никто ее и не перерабатывал. Сегодня мы надеемся, что у сообщества валяльщиц возникнет потребность и в местном сырье, хотя одежду мы валяем из тонкорунной шерсти овцы мериносовой породы. Надеемся, что спрос вырастет, а местные овцеводы станут разводить и мериноса», - поделилась Алана.
С дефицитом местного сырья инициаторы возрождения традиционных ремёсел столкнулись и в изготовлении осетинских платков, и в производстве изделий путём басонного плетения, которым украшали башлыки и национальные рубашки. В старину осетинские мастерицы использовали шёлковые нити, для этого разводили гусениц тутового шелкопряда. Сейчас шелкопряд исчез, а сами ремёсла частично утрачены.
«Наш проект по возрождению ремёсел предполагает в том числе местное производство сырья, - рассказала Алана. - Проблему с разведением тутового шелкопряда можно решить с помощью программы по самозанятости, которую региональное правительство будет реализовывать с 2020 года. В Моздоке наиболее подходящие климатические условия для шелкопряда. Пока этого не произошло, мастерицам придётся работать с другими материалами: медицинскими шёлковыми нитями, хлопком, китайским сырьём».
Исследования этнографов подтверждают, что осетины издревле умели работать с шёлком, а связанные с ним ремёсла процветали до 1917 года. Плетённый из некрашеного шёлка платок был обязательной частью костюма невесты. Его окаймляли бахромой и кружевом и украшали вышивкой. В Чечне шёлковые платки так и называли - «осетинская шаль».
Такой мастер-класс тоже проходил в Северной Осетии. Женщин учили плести косынки «цылла» и показывали им азы басонного плетения - техники, в которой из шёлковых и золотых или серебряных нитей изготавливаются узнаваемые застёжки и декоративные элементы для национальных костюмов.
Этнофестивалю быть?
Интерес к возрождению национальных ремёсел как части культуры и идентичности осетинского народа растёт, поэтому Алана Бзарова считает, что в республике назрела необходимость провести крупный этнокультурный форум. На него можно пригласить мастеров из других регионов России и даже из-за рубежа, чтобы художники и ремесленники обменялись опытом, провели мастер-классы для коллег и местных жителей, помогли друг другу расширить ассортимент изделий и развить народные художественные промыслы.
«Многие ремёсла зачастую перекликаются, например, войлоковалянием занимались не только на Кавказе, но и в Центральной России. Валенки валяют и по сей день, а значит, мастера смогут научить наших ремесленников, как усовершенствовать производство обуви. Мастера из Алтая, например, могут поделиться опытом изготовления ковров: там существовала старинная технология вваливания орнамента. Её можно увидеть в Эрмитаже на знаменитом пазырыкском ковре IV-III в. до н.э.».
Этнофестиваль во Владикавказе охватит и другие ремёсла: производство керамики, резьбу по дереву и кости, чеканку, ковку. Там же планируют представить традиционные кухни и фольклор народов-участников. Программа планируется обширная: с ярмарками, мастер-классами, форумами, презентациями работ местных художников и скульпторов.