Примерное время чтения: 5 минут
1377

Шитьё золотом и циновки из камыша. В КБР возрождают старинные промыслы

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 37. АиФ-СК 11/09/2019

Мастера, годами изучавшие ремёсла кабардинского и балкарского народов, передают полученные навыки потомкам. Результаты их трудов можно увидеть в новом выставочном зале Республиканского центра народных художественных промыслов и ремёсел, который недавно открылся в Нальчике.

Черкеска из моды не выходит

Выставочный зал на улице Кабардинской, 26, появился благодаря Республиканскому центру народных художественных промыслов и ремёсел, который существует с 2001 года. Министерство культуры КБР учредило этот центр, чтобы возрождать, сохранять и развивать традиционные народные ремёсла, поскольку они являются частью национального культурного наследия, несут в себе историю живших на территории республики народов и наглядно рассказывают о прошлом детям и молодёжи. При центре есть мастерская, где проходят занятия для горожан, решивших освоить новое ремесло.

По словам руководителя Центра народных промыслов Аслана Урусова, женщины чаще всего учатся золотному шитью и плетению циновок из камыша – ардженов, интересуются росписью ткани, валянием из шерсти, осваивают изготовление ковров из войлока. У мужчин популярны холодное оружие и деревообработка: делают адыгские столики-треножники, традиционную обувь и музыкальные инструменты. И, конечно, всегда много желающих научиться шить национальную одежду или хотя бы приобрести готовый комплект.

«Молодёжь стала чаще носить традиционную одежду, и я рад этому, – рассказал Аслан Хаталиевич. – Когда надеваешь черкеску с серебряным поясом, закрепляешь на поясе кинжал или шашку, сразу выглядишь иначе и начинаешь вести себя соответствующе. Черкеска обязывает следить за осанкой и манерами, не позволяет сутулиться, бросить бумажку на тротуар или нагрубить прохожему. Национальным костюмом интересуются и девушки: они добавляют к современным образам старинные украшения, традиционную вышивку или аксессуары. Получается необычно и элегантно».

Передать знания

Чтобы научить традиционным кабардино-балкарским ремёслам как можно больше желающих, сотрудники центра издают специальные методички с подробными инструкциями по изготовлению одежды, обуви, утвари, инструментов и мебели. Они выезжают в сёла, где сохранились народные промыслы, беседуют с мастерами, описывают все этапы производства того или иного изделия, находят художников, которые готовят иллюстрации.

«Владеющие ремёслами старики уходят, и важные элементы нашей культуры рискуют оказаться забытыми, – посетовал Аслан Урусов. – Чтобы сохранить их, мы просим главу республики открыть колледж народных промыслов, в котором студенты будут учиться у лучших мастеров республики традиционным техникам и использовать современные инструменты, например, станки с числовым программным управлением. Это упростит изготовление предметов из дерева, металла и кости, а качество и внешний вид не пострадают. Техника поможет сделать доступными адыгские деревянные двуручные чаши. В старину они были в каждом доме, но постепенно исчезли, так как вырезать чашу из дерева очень трудоёмко, куда проще приобрести чашу из керамики.

Украшать изделия гравировкой тоже станет проще, если пользоваться станками. Современные мастера не боятся новых технологий: например, женскую одежду уже давно декорируют машинной вышивкой. Конечно, ручная работа ценится выше, но мало кому по карману, а если мы стремимся сохранить традиции, они не должны становиться труднодоступной роскошью».

Материалы и инструменты стоят недёшево, ручной труд требует времени. Например, на изготовление аутентичного черкесского седла понадобится не меньше двух месяцев кропотливой работы. В старину такие сёдла изготавливали десятками тысяч, их заказывали даже правители иностранных государств. Сейчас их умеют делать три или четыре человека во всей Кабардино-Балкарии. Одним из таких мастеров был Хасан Шогенов, отмеченный почётной грамотой регионального министерства культуры и получивший удостоверение народного мастера РФ. Он умер в 2014 году, но его дело продолжают сыновья Аслан и Алим. Они изготавливают традиционные сёдла и сбрую, а также разводят коней, побеждающих на соревнованиях по всему миру.

Ремесло всё чаще становится семейным делом для жителей КБР. Оружейник и ювелир Дзаур Лакунов начал осваивать азы мастерства ещё ребёнком, помогая отцу. После школы он поступил в КБГУ, учился на кафедре декоративно-прикладного искусства. Защитив диплом, несколько лет преподавал ювелирное дело. Сейчас ему 35 лет, он ведёт занятия в детском кружке и работает вместе с отцом в семейной мастерской. Они специализируются на оформлении холодного оружия, элементов сбруи и других металлических изделий - гравировке, чернении, филиграни, инкрустации.

«Как и многие мастера, я начинал с изготовления колец, это азы нашего дела, – рассказал Дзаур. – В последнее время предпочитаю работать с оружием, потому что чувствую, что создаю нечто серьёзное, весомое. Нам с отцом доводилось делать декоративные клинки и реставрировать старинные боевые. Украшениями тоже занимаемся, но меньше: за бижутерию браться не хочется, а драгоценные металлы и камни не каждому по карману. Чтобы прокормить семью, ремесленникам приходится идти на компромиссы: использовать не такие дорогие материалы, упрощать изделия, иначе будет сложно найти покупателя».

Чтобы не потерять последних мастеров, центр помогает им получать гранты и субсидии, на средства которых они покупают всё необходимое для работы. Готовые изделия выставляют и продают в Нальчике, так что ремесленники могут не беспокоиться о заработке. Центр также планирует открыть сувенирные лавки на популярных курортах республики, чтобы через предметы декоративно-прикладного искусства рассказать историю народов Кавказа и заинтересовать гостей из других регионов.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах