В Чечне отметили День чеченской женщины. По словам главы республики Рамзана Кадырова, это дань уважения женщинам, которые во все времена на своих плечах выносили тяготы и лишения, связанные с трагическими событиями истории народа в прошлых столетиях, а также в годы двух военных кампаний. Каким было традиционное отношение к женщинам на Северном Кавказе и как оно изменилось, узнал «АиФ-СК».
«Все девушки страны»
День чеченской женщины в республике отмечают с 2009 года. Формально этот день посвящён памяти девушек из села Дади-Юрт, которые в годы Кавказской войны предпочли броситься в Терек, чтобы не сдаваться в плен солдатам. На практике это местный аналог 8 Марта. В честь праздника в городах и селениях устраивают концерты и выставки, а мужчины дарят роскошные букеты своим сёстрам, жёнам и матерям. Глава Чечни Рамзан Кадыров утверждает, что в этот день торговцы продают больше цветов, чем за весь год.
В День чеченской женщины в республике вспоминают выдающихся представительниц нации: военачальницу Таймасху Гехинскую, сражавшуюся в Кавказской войне, советскую лётчицу Лялю Насуханову, поэтессу Раису Ахматову. Чествуют и современниц: главу благотворительного фонда Аймани Кадырову, правозащитницу Хеду Саратову, госслужащих и педагогов.
Этнограф Ян Чеснов писал, что к чеченкам испокон веков предъявлялись особые требования, а их отголоски нашли отражение в языке. В чеченской речи у слова «девушка» нет единственного числа, лишь множественное - «мехкарий», что буквально значит «все девушки страны». На женщин была возложена ответственность за нравственность целого народа, так что и спрашивали с них строже, чем с мужчин. Внешний вид и манеры женщин были строго регламентированы, а их положение в обществе зависело от социального статуса. Наибольшим почётом пользовались матери, «хранительницы огня». Вдовам также выказывали уважение.
На особом положении находились незамужние девушки. Предания гласят, что дева в белом одеянии на белом коне сопровождала воинов в древности. Она пускала в противников первую стрелу и она же прекращала бой, лишь сорвав платок с головы.
Чиста, как топлёное масло
Сакрализация женщин присуща не только чеченцам, но и другим народам Кавказа. У ингушей, например, было представление о «благородном молоке»: считалось, что глупая женщина не сможет вскормить достойного потомка, поэтому при выборе жены обращали внимание на умственные способности всех представительниц её рода. Почтение к женщине воспитывали с малолетства, ведь от неё зависели благополучие и уют в семье. Но и требования к ней были и остаются высокими, что отражено в ингушских пословицах: «Девушка должна быть чиста, как топлёное масло», «Портится мужчина - портится семья, портится женщина - портится народ».
«От воспитания женщины всегда зависела атмосфера в семье, - рассказала профессор Ингушского государственного университета, кандидат исторических наук Марем Долгиева. - Она обязана проявлять уважение к мужу, его семье и многочисленным родственникам. Ингушку с детства учили готовить, шить, правильно вести себя в обществе. До распространения ислама этим занимались избранные женщины - «сувнаш», что в переводе обозначает «благородные». Они имели высокий статус в обществе, участвовали в сакральных ритуалах и помогали девушкам подготовиться к браку. Женщинам предписывалось быть скромными, вежливыми, стыдливыми, немногословными в присутствии мужчин, соблюдать строгость в одежде. Лишь в старости ингушка могла составлять мужу компанию за столом, а до достижения преклонных лет должна была лишь обслуживать его во время трапезы. Историки писали о неравном распределении труда между мужчинами и женщинами в Ингушетии. Его можно счесть несправедливым, но нужно понимать, что в древности мужчины были вынуждены участвовать в военных походах и не могли уделять должного внимания домашним и полевым работам».
С приходом советской власти ингушки смогли получать образование и работать, но домашние обязанности по-прежнему оставались на них. Огромная нагрузка легла на женщин в годы депортации: многие потеряли кормильцев и вынуждены были спасать семьи от голодной смерти, соглашаясь на любую работу. Тяготы на чужбине не помешали им сохранить национальную идентичность и воспитать детей в соответствии с традициями народа.
«Сейчас в Ингушетии женщины не ограничены в выборе специальности, а их роль в обществе растёт, - считает Марем Долгиева. - От женщин зависит успешная реализация национальных проектов в сферах здравоохранения и образования, они становятся активными участницами общественно-политической жизни».
Защитницы и миротворцы
«В последние годы деятельность кавказских активисток вошла в противоречие с традиционным представлением об их бесправности, - рассказала старший научный сотрудник Центра цивилизационных и региональных исследований РАН Наима Нефляшева. - Женщины выходили на пикеты в защиту преподавания родного языка в школах. Они выступили миротворцами во время межнационального конфликта в Кёнделене осенью 2018 года (конфликт возник между кабардинцами и балкарцами на почве расхождения оценок исторического события. - ред.) и вошли в оргкомитет Конгресса ингушского народа. Женщины организуют фестивали документального кино о Кавказе, занимают посты в республиканских министерствах и ведомствах, получают гранты на развитие своего дела и при этом по-прежнему выступают хранительницами очага и культуры».
Наима Нефляшева ведёт блог, в котором описывает традиционное отношение к женщинам и сравнивает его с современным. Она анализирует работы культурологов и этнографов и обобщает их опыт, рассказывая об иерархии в семьях, традиционном праве, влиянии религии и исторических событий на сложившийся порядок вещей. По её словам, права и обязанности женщин в адыгских семьях зависели от возраста и статуса. Несмотря на это, общим для всех женщин было воспитание: с детства их учили быть хорошими хозяйками, готовили к материнству и жизни в новой семье.
«Женщины не только вели хозяйство и воспитывали детей, но и были советчицами для своих мужей, - рассказала Наима Нефляшева. - Мудрые советы жён прославляют, например, в нартском эпосе. По поведению мужчины до сих пор судят о женщине, которая его воспитала».
Нефляшева также подтверждает, что в советские годы кавказские женщины получили больше возможностей для самореализации: им стали доступно образование и профессиональный рост. Девушки начали уезжать из родных аулов в большие города. В сложные 1990-е годы женщинам пришлось взять на себя новую обязанность - содержать семью. Многие из них, несмотря на высшее образование, стали «челноками» - ездили за товарами в Турцию и продавали их на рынках. Несмотря на эмансипацию, женщины Кавказа не отказываются от традиционной роли жены и матери, а совмещают её с новыми возможностями и обязанностями.