На выставке, организованной совместно с московским общественным фондом «Мир Кавказу», представлены десятки фотографий и картин, сделанных в ХIХ-начале ХХ вв. Многие из них – из семейных коллекций.
Уловки мастеров
«Главная трудность, с которой сталкивались художники и фотографы, стремившиеся запечатлеть мусульман, - шариатский запрет на изображение людей, - рассказали в Ставропольском музее изоискусств. – Об этом рассказывал в частности знаменитый художник Василий Верещагин. По этой причине многие из своих произведений ему приходилось писать по памяти».
Фотографам же нередко нужно было прибегать к разным уловкам, чтобы сделать нужный снимок.
Одним из первых Кавказ запечатлел придворный фотограф Сергей Левицкий. В 1843-м в поездке на Кавминводы он сделал уникальные снимки местных жителей. Эти работы первыми в истории фотографии удостоились медали Всемирной выставки в Париже. А генерал-майор свиты императора Александра II Иван Ностиц в 1859-м запечатлел в Чир-Юрте пленённого имама Шамиля.
Память о предках
Выставка вызвала живой отклик. На открытии побывали представители национально-культурных автономий и делегации из северокавказских республик.
«Я получила огромное удовольствие! – делится впечатлениями Бурлият Магомедова, сотрудница представительства Дагестана в Ставропольском крае. – Мы, дагестанские женщины, узнаём себя в портретах прабабушек. Многое с тех пор, конечно, изменилось. Тем не менее в Дагестане до сих пор немало сёл, где женщины одеваются по старинке. Например, знаменитое село Кубачи. Одна из сохранившихся традиций касается головных уборов. Мы, современные девушки, так же, как и 100 лет назад, носим чухту – чепчик, в который укладываются волосы. Интересно, что одежда горных и равнинных народов Кавказа сильно отличается. Ещё одно наблюдение – удивительная похожесть костюмов некоторых народов, например, чеченцев-акинцев и осетин».
В экспозиции немало семейных фотографий и тех, на которых запечатлены женщины за работой. А известный фотограф начала ХХ века Н.Буш сделал грандиозный массовый портрет, сняв группу женщин с детьми в Верхней Балкарии. Целая серия посвящена некрасовским казачкам, потомки которых нынче проживают в Левокумском районе Ставрополья.
Но самое трогательное на выставке – это, наверное, портреты детей и стариков. В конце ХIX столетия Ф.Энгель запечатлел 10-летнюю карачаевскую девочку, а другой, не менее известный мастер Д. Ермаков – кисловодскую казачку Лукерью Алексееву.
Отдельный стенд посвящён работам, сделанным в северокавказских фотоателье. В конце ХIX-начале XX вв. частные фотоателье Раева и Окуловского открылись в Пятигорске и Кисловодске, ещё четыре – во Владикавказе. Фотокарточки тех лет были настоящими произведениями искусства, недаром фотографы называли себя художниками. Стоила фотография очень дорого, поэтому в ателье приходили целыми семьями.