Кутюрье – домохозяйки
За её спиной – большое панно с древними ингушскими башнями, а в руках – изображение диковинного головного убора. Кандидат философских наук, сотрудница республиканского НИИ им. Чаха Ахриева Лемка Агиева ведёт урок ингушских обычаев и традиций. Когда «АиФ-СК» писал о школе адатов впервые, слушателями необычного учебного курса были только мальчики-старшеклассники. А с этого февраля приобщиться к традициям могут и старшеклассницы.
Известного в республике этнографа девочки слушают внимательно. Она рассказывает о древнем головном уборе – кур-харсе. Сегодня его можно увидеть только в музеях или в коллекциях этноодежды ингушских модельеров.
«В 1906 – 1907 годах в Ингушетии побывали зарубежные исследователи, которые в своих трудах описали кур-харс. Из Тифлиса или Владикавказа для украшения головного убора возили ювелирные броши, а также серебряные или золотые декоративные элементы, – рассказывает Лемка. – Кур-харс указывал на то, что его владелица – достойная девушка из уважаемой семьи. Носить его можно было только незамужней».
Ингушки носили также шапки с выбитыми узорами, украшениями из золота и кисточкой. В них девушки выходили замуж.
В день свадьбы невеста надевала чокхи – ингушскую черкеску. увидеть её в натуральном виде и сегодня может каждый, образцы висят в школе.
«В первый день невесты надевают чокхи белого цвета а на второй день – зелёного. Эти платья с большим количеством серебряных нагрудников отличаются своим дизайном, хотя шили их обычные домохозяйки».
Избежать случайностей
У традиционной одежды было и другое предназначение – защита от случайных прикосновений. Мужчине недопустимо было касаться посторонней женщины. Поэтому рукава ингушского платья должны были доходить до колен.
Невесту оберегали не только от прикосновений, но и от посторонних взглядов. В день свадьбы её лицо закрывали плотной накидкой, девушка должна была находиться в доме в специальном месте, огороженном занавеской.
«В 1913 году в Кракове, который был тогда столицей Польши, в командировке находился подполковник царской армии с женой. В это время там проходил конкурс красоты. Жена подполковника, Раиса Мальсагова, приняла участие в конкурсе и заняла первое место. Считается, что победе способствовало именно чокхи, которое было тогда на ней. Современники утверждали, что это платье делало женщину «подобной серне», выправляло осанку, придавало стать и как бы заставляло держать голову выше».
У мужчин были свои чокхи. И тоже с длинными рукавами. К нему полагался ремень с пряжками, количество которых зависело от возраста: три полагались старшим, две – молодёжи.
Серебро на поясе
Не меньше внимания придавали аксессуарам.
«Каждая семья, в которой росла девушка, должна была приобрести для неё пояс из серебра. Стоил он дорого, продавали украшение по цене коровы. Пояса изготавливались из ткани с вышивкой и украшались серебром или отливались целиком из серебра, в зависимости от финансовых возможностей семьи. На платье нашивались металлические пуговицы».
На разные случаи у ингушей предполагались разные виды одежды: для дома, приёма гостей, на праздник, похороны. И все варианты должны были быть всегда готовы. По одежде даже судили об отношении человека к окружающим.
И женские, и мужские наряды имели исключительно закрытую горловину, никаких вырезов. Если мужчина приходил в чужой дом с расстёгнутым воротом, это считалось неуважением к хозяевам. Такого человека считали невоспитанным.
Комментарий
Куратор секции для старшеклассниц в школе ингушских адатов Марем Тангиева:
«Это очень значимый для республики проект. Правильное воспитание во главе национального самосознания, особенно это касается девочек. Мы их обучаем ингушскому этикету, обычаям, традиционным семейным отношениям, родному языку. Рассказываем о национальной одежде, стараемся воскресить некоторые забытые традиции. Курс длится три месяца, по окончании мы выдаем сертификаты. Девочки слушают с огромным интересом».