aif.ru counter
439

Олег Калайтанов: «Наше «оружие» – кисти и палитры»

АиФ-СК №28 13/07/2011

Олег Калайтанов – редкий сплав таланта и умелого администрирования. В начале века XXI с четверкой единомышленников был придуман и осуществлен творческий проект – объединение «Колесо». Которое катится в гору. Точнее, в горы. Горы Северного Кавказа.

Они просто выехали на пленэр рисовать места, где дух захватывает от пронзительной красоты. Где каждая травинка – уже пейзаж, где не угнаться за настроением капризных облаков, то и дело натыкающихся на величественные и такие близкие вершины, где от простора ущелий щемит сердце. А в узких тропинках - следы горной сказки. В СМИ все эти годы шумят об опасном Кавказе, а «Колесо» становится все шире, втягивая в свою орбиту все больше художников из разных регионов страны. Они приезжают и рисуют наши горы, проникаясь и погружаясь в Северный Кавказ, влюбляясь в его гордую горную породу. «Колесо» - изобретение нашего времени. И каждый год приносит колоритный урожай. Графики и живописи. Кто хоть раз рисовал кавказские места, красоте той будет предан. И проверит себя на прочность – творческую и человеческую. За 10 лет традиция рисовать природу Северного Кавказа ни разу не была нарушена. Волшебная сила искусства? Просто любовь к кавказским местам и желание поделиться этой красотой – с помощью кистей, красок, карандашей. Об этом и многом другом председатель творческого объединения художников Юга России «Колесо» Олег Калайтанов и рассказал «АиФ-СК».

Анализ и синтез

- Олег Николаевич, как родилась идея «Колеса»? Под каким флагом, точнее, холстом, объединились мастера кисти?

- Под флагом следования общей идее. Тем, как мне кажется, мы и отличаемся от всех других объединений и организаций. Не пытаюсь как-то обособить «Колесо» или придать уникальность нашей творческой «единице», но мы собираемся именно для того чтобы учиться друг у друга, наблюдая за процессом творчества. Происходит это не в мастерских или классах, а на пленэре. Сегодня объединение художников Юга России «Колесо» насчитывает более 30 авторов из Ставропольского и Краснодарского краев, Карачаево-Черкесии и Чеченской Республики, других регионов. Художники все состоявшиеся, работают в разных жанрах, техниках, в творчестве своем успешные. И из года в год вместе выезжаем в горы, где природа становится нашим полноправным соавтором и мы учимся у нее, друг у друга, делимся мыслями, впечатлениями, опытом. Не хочу употреблять расхожих фраз, но напрашивается: «Существуем в гармонии». С окружающим миром, с теми, кто рядом, со своим внутренним состоянием. И этот процесс синтеза, когда идет такой мощный обмен, обогащает всех нас, дает заряд и нам, и тем молодым авторам, которые воспитываются наблюдая. И заметьте, на выставках творчество художников анализируют, опираясь на характер, к примеру, технических приемов или колорит. На пленэре же охарактеризовать творчество художника невозможно, поскольку каждый ставит разные задачи, по-разному подходит к выбору средств выразительности и передаче эмоциональности состояния. У всех есть свои методы ведения живописной работы, несомненно, а совместные поездки дают развитие и крепкие дружественные связи. А начиналось все в 2001 году, когда пятеро художников – Александр Бабич, Али Байрамуков, Анатолий Соловцев, Руслан Маршанкулов и ваш покорный слуга отправились в Домбай. В следующем году нас стало почти втрое больше. И за 10 лет мы побывали в Архызе, Теберде, Джамагатском ущелье, ущельях Махар и Узункол и других местах Северного Кавказа. В первых поездках сформировался костяк объединения, сегодня все чаще с нами выезжают молодые авторы. И в общении, в процессе творческого синтеза воспитывается новое поколение художников Юга России.

Притяжение гор

- Сложно организовать такой выезд в горы или все обкатано до мелочей?

- Сталкиваемся со множеством трудностей. Чаще я выезжаю, осматриваю базу, обговариваю условия пребывания, питание и т.д. Провожу инструктаж для художников, т. к. в подавляющем большинстве условия пребывания спартанские, особенно внимательным нужно быть с молодежью, которая порой оказывается в горах в первый раз. Планируем в ближайшее время высокогорный пленэр. До мелочей все продумать не получится, горы нельзя предсказать и все предвидеть. Это природа, стихия, которую нужно уважать и не диктовать ей своих условий. Мы только наблюдатели.

 Для художника-пейзажиста работа над этюдом с натуры - это одновременно и школа, и мастерская на воздухе, где он – Ученик, а природа – Учитель. Только здесь можно увидеть природу такой, какая она есть. Для живописца этюд всегда был достоверным, важным документом, своего рода записной книжкой. В этюдах все подчинено мысли, настроению, художественной идее. Именно эти составляющие ложатся в основу написания пейзажа. Правдиво написанный этюд – это еще и маленькая картина, сотворенная прямо на природе.

- Привычнее слышать о том, что люди выезжают в горы отдыхать. Вы – работать. Сложно представить, что столько творческих личностей вместе трудятся… Как строятся отношения «за пределами» пленэра, есть ли совместные проекты?

- Экспозиции, где мы показываем наработанное на выездах, это такой, можно сказать, отчетный момент. Общение с художниками СКФО и других регионов не прерываем в течение года и выставки помогаем проводить – как совместные, так и персональные. А пленэр важен и нужен для развития художника, это не нами придумано. И люди отображали то, что видят вокруг, еще в, так сказать, «наскальном» варианте. Поездки дают возможность учиться у природы, повторюсь, друг у друга. На пленэрах мы объединены общими идеями, задачами творчества. Мы ежедневно устраиваем просмотры этюдов, это своего рода «работа над ошибками». Каждый имеет право голоса, высказывает свое мнение. В таких дискуссиях если и не достигается абсолютная истина, то каждый выносит свой урок. Неплохо бы нам такого рода «пленэрные обсуждения» перенести в политику: представьте, собираются наши «великие умы» и начинают обсуждать – кто что сотворил за определенное время. А остальные высказывают замечания, поправляют, подсказывают. И в результате из таких «подретушированных» этюдов получается великолепное полотно. Жизнь, безусловно, не холст, заново не нарисуешь, но делать выводы и учитывать разумное мнение оппонентов нужно учиться.

- Насколько знаю, вы немало времени уделяете духовно-нравственному воспитанию молодежи, на пленэр выезжают и воспитанники художественных школ...

- Это не совсем так, мы не рискуем брать юных художников в столь экстремальные условия. Среди участников пленэра есть студенты и выпускники художественных училищ. А методы работы с начинающими художниками - это прежде всего личный пленэр, проговоренный зрительный анализ пейзажа, просмотры. Мы обязательно устраиваем вернисажи в тех местах, где бываем. И очень надеемся, что если хотя бы один человек возьмет в руки вместо оружия кисть и будет рисовать эту потрясающую красоту Кавказа – горы, ущелья, мы делаем свое дело не зря. А талантливых художников на Кавказе немало. Совместные проекты нередко рождаются в какой-то мере спонтанно. Но пленэр, можно сказать, жесткая традиция – всегда в одно время. Основная тенденция, которой я следую при организации пленэра, – это открытие новых мест. Разные ущелья дарят свои сюжетные, композиционные линии, свой неповторимый колористический строй. В этом году планируем Махар. И надеемся вновь увидеть наших постоянных участников, в их числе - народный художник ЧР Аманди Асуханов. И новых - председателя Союза художников ЧР Ваху Амарсултанова. К нам намерены присоединиться художники из Бурятии, Ярославля, Греции. Они увидят и расскажут всему миру: какой разный Северный Кавказ - он мирный, гостеприимный. Ведь мы – проводники, мы призваны показать эту красоту с помощью нашего оружия - кистей и палитр.

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах