Пропускная способность КПП «Верхний Ларс» на грузинской границе увеличилась за счёт новых полос, но поток машин вырос ещё значительнее. Водители фактически живут на трассе в Северной Осетии. В автомобильной очереди побывала корреспондент stav.aif.ru.
«Хвост» из фур на 100 км
12 августа, вечер пятницы. 200 метров до таможенного поста «Верхний Ларс», который связывает Россию с Грузией. Ни одной легковушки, только уже привычная для жителей Северной Осетии очередь из большегрузов. Она начинается за 7,5 километров до границы. В ней более 300 машин, которые «ползут» вдоль обочины, в том числе через сёла Нижний и Верхний Ларс. Ещё 170 машин вместила стояночная площадка, на которой проходит таможенный контроль.
Впрочем, «большегрузный хвост» тянется по всей республике и составляет, по словам водителей, более 100 километров. Некоторые участки дорог особенно загружены. Например, на Гизельской трассе по краю дороги перемещаются около 200 фур. Они становятся причиной пробок и заторов.
Машины курсируют между странами-членами Евразийского экономического союза (Россия, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия), а также направляются в Грузию и в Турцию. После введения санкций часть западных стран для российских транспортных компаний закрылась. Освободившиеся машины, а это тысячи фур, поехали на юг. То есть, к причинам сезонных заторов (погодные условия на Военно-грузинской дороге, ремонт КПП) добавилось изменение логистики грузовых перевозок.
Проще на пароме
62-летний Гурам работает по маршруту Грузия - Россия и обратно. В этот раз в Осетии находится уже 12 дней, на Ларсе стоит, а точнее понемногу двигается три дня.
«Ситуация критическая. Этот пропускной пункт исчерпал свои возможности, - возмущается он. - Я был в Липецке, сейчас еду обратно, пробок нигде не было, только здесь опять встал. Очереди из легковых автомобилей нет, с утра была небольшая, до 500 метров, но они быстро проехали. Туристам стало проще выезжать в последнюю неделю, а до этого они стояли почти наравне с нами. Но я считаю, легковушки тормозят наше движение. Складывается ощущение, что они в приоритете на пропускном пункте. Понятно, что там люди, дети, но мы-то тоже живые».
За грузинской машиной стоит фура 59-летнего Кахи. Он возит грузы в Турцию. В июне пересекал границу в Грузию за 18-21 день. Сейчас черепашьими темпами продвигается по Осетии уже 12 дней, но надеется пройти границу сегодня-завтра, так как до КПП осталось 200 метров. Потом придётся постоять в пробке перед грузинским постом.
Следующий водитель едет из Казахстана в Грузию. Оттуда прибыл через Азербайджан на пароме, стоял в очереди, но не такой длинной, как в Осетии, где он задержался на неделю.
«Осетия задыхается»
Следом стоят фуры из Владикавказа. Говорят, раньше им разрешали въезжать на трассу в сторону Ларса от поста «Редант», который находится на выезде из Владикавказа. Сейчас разворачивают и отправляют в конец очереди.
Владикавказец Александр со своим «Федей», как он ласково называет свой грузовик «Фредлайнер», в «листе ожидания» уже неделю. Казалось бы, дом рядом, можно поехать принять душ или поесть, но как уедешь и оставишь машину в медленно, но двигающейся очереди?
Хотя водители рассказывают, что в Северной Осетии ещё неплохие условия по сравнению с тем, что происходит в Грузии или в Армении. По эту сторону границы развита придорожная инфраструктура, помогают сотрудники МЧС, общественные организации, да и местные жители, привозят воду, горячую еду.
«Я работаю всю жизнь в грузоперевозках, но с 2000-х годов тружусь на себя, - рассказывает 65-летний мужчина. - Раньше, несмотря на погодные сезонные форс-мажоры, я делал рейс Владикавказ - Ереван три-четыре раза в месяц. В этом году получается максимум один. Мои заработки сильно упали. Я считаю, что политики могли бы решить этот вопрос, открыв другую дорогу через Грозный и Южную Осетию. Северная задыхается от такого потока большегрузов, свалившегося на неё в этом году в связи с обострившейся международной обстановкой».
Для многих дальнобойщиков машина - это дом, где есть всё: и кухня с печкой, и спальня, и гостиная с телевизором. Но даже они, привычные к жизни в дорожных условиях, выглядят измученными.