Хлеборобы края, несмотря на неблагоприятные климатические условия весной и летом нынешнего года, собрали 6,5 млн. т зерна.
Но что делать сейчас с зерном, пожалуй, никто так и не знает.
Будет ли прибыль
К началу августа на зерновом рынке тонна пшеницы 3 класса стоила 4,1-4,2 тыс. руб., 4 класса еще меньше - 3,5 тыс. руб., фуражное зерно - 3 тыс. руб., ячмень - 2,2 тыс. руб. Эти данные озвучил министр сельского хозяйства Ставрополья Александр Манаков на пресс-конференции. При сложившейся в крае себестоимости тонны зерна в этом году - 3,4 тыс. руб., ясно, что хлеборобам прибыли не видать.
Производство зерна всегда было главным источником дохода для наших крестьян. По словам министра, от продажи зерна в прошлом году сельхозпроизводители получили свыше 20 млрд. руб., это более половины объема всей выручки отрасли! Манаков особо отметил, что согласно приказу Минсельхоза РФ в марте были утверждены минимальные закупочные цены для проведения интервенций зерна нынешнего урожая в регионах ЮФО. Скажем, цена на пшеницу 3 класса планировалась не менее 5,5 тыс. руб. за тонну, а 4 класса - 4,9 тыс. руб.
Ориентируясь на эти цены, аграрии Ставрополья наметили плановые показатели для формирования урожая следующего года, рассчитывая на проведение интервенции в начале августа. Об этом же сроке говорили в правительстве РФ и Минсельхозе РФ губернатор края Валерий Гаевский и главный аграрий Ставрополья Александр Манаков. Однако к их голосам не прислушались, мотивируя тем, что еще не все регионы завершили уборку, а на зерновом рынке все участники должны находиться в равных условиях. Так что в лучшем случае интервенции начнутся в конце августа или даже в сентябре. Как бы не было поздно!
Есть порт - есть и покупатель
Дело в том, с горечью сообщил аграрный министр, что Ставрополье не имеет выхода к морским и речным портам, откуда можно было бы отправлять зерно в ближнее и дальнее зарубежье, тем более сегодня, когда цены не сложились окончательно. А вот наши соседи - Краснодарский край, Ростовская область, Дагестан обладают подобными терминалами и, договорившись с покупателями, уже поставляют им хлеб нового урожая.
Кстати, я в этом лично убедился, будучи недавно возле Новороссийска - к морскому порту тянулась по обочине шоссе многокилометровая колонна большегрузных машин с тщательно укрытым от непогоды зерном, причем автомобили были в основном с краснодарскими номерами. Вот и получается, что, пока мы дождемся интервенции и сложим цены, иностранных потребителей к тому времени "раскупит" Кубань и Дон, которым интервенция особо и не нужна. Нам же, как всегда, достанутся лишь крохи...