XI Международный фестиваль дизайна, декоративно-прикладного искусства и народно-художественных промыслов "Феродиз-09" в этом году получил злободневную антикризисную направленность.
По словам председателя кавминводского отделения Союза дизайнеров России Сергея Штоды, его коллегам как начинающим, так и вполне состоявшимся, под силу повлиять на ситуацию. Прежде всего, творческим потенциалом, у развития которого свои закономерности. Представленных работ не стало меньше - 605, практически как в прежние годы. И, что важнее, уровень, несомненно, подрос. Члены жюри не скрывали, что ранее разрыв между "медальными" проектами и остальными был очевиден.
Дефиле на диплом
Претендентов на главную награду - медаль Леонардо - определить было непросто. Только в номинации "Дизайн костюма" продефилировали разработанные в 7 вузах ЮФО 33 коллекции, 14 из них получили дипломы "Феродиза".
Значительно шагнула вперед фотографика.
- Молодые начинают перерастать более взрослых коллег, тяготеющих к пейзажной теме, смелее делают жанровые фото, - поделилась с "АиФ-СК" председатель Ставропольского союза фотохудожников России Маргарита Воронова.
Елена Храновская использовала для своей работы фото из семейного альбома, Исанна Исмайлова продемонстрировала серьезный, вдумчивый подход в своем "Одиночестве", а медаль Леонардо получил Сергей Луценко из Краснодара, его серия "Темная сторона Луны" признана лучшей в номинации "Фотодизайн".
Календари, каталоги, афиши, упаковка, иллюстрации к книгам, дизайн-проекты итерьеров оформление витрин, - это лишь часть представленного на традиционном кавминводском "Феродизе". Авторы (студенты, молодые дизайнеры, профессионалы) из регионов ЮФО, Ханты-Мансийска, Казани, Москвы смело охватили все сферы деятельности, включая отдых и трудовые будни - от концепции загородного дома для самого Пауло Коэльо до безотходного биотехнологического производства (проекта оборудования для животноводческой фермы). Транспортные средства - наземные, летающие, подводные, на первый взгляд, фантастические, на второй, - вполне имеющие право на существование. И не теряющий актуальности плакат, где по-студенчески оптимистично расшифровали слово "кризис" - это Красота, Разум, Искусство, Знание, Истина, Свобода.
Кризису предлагали вставлять палки в колеса и выражали надежду на добрых олигархов, которые "снимут франки из швейцарских банков и построят заводы - будет всем работа". Если посмотреть на проблему с улыбкой, уже не так страшно.
Настоящим откровением фестиваля стало декоративно-прикладное искусство Юга России. Оно было представлено так многогранно, что в жюри решили разделить номинацию на составляющие - художественный текстиль, керамика, плетение, ковка. Медали Леонардо достались ростовчанке Марии Джунько (керамика) и творческим группам студентов из Железноводска за серию мини-гобеленов "Персидские мотивы" и серию панно в технике холодного батика. Дипломов фестиваля удостоены работы выпускников госколледжа культуры и искусств из Черкесска. После трехлетнего перерыва начинающие мастера привезли на "Феродиз" работы, выполненные в самой разной технике - от традиционного валяния шерсти до неожиданной росписи - двустороннего батика. Привычному серому войлоку Эмилия Юсуфова придала цвет, смастерила из шерсти забавных животных. Как говорит руководитель проекта Аэлита Лалиашвили, сначала изучают классические традиции войлока, плетения, резьбы, вышивки, а эксперименты и фантазии - после. И никакого "стискивания" в строгих рамках обыденного. Ирина Лихно взялась за соломку - ее объемным плетением в колледже занимаются второй год. Руслан Китаев представил "Дерево жизни" с помощью комбинированной резьбы и художественной обработки кожи.
Наставник Эмма Лапугова рассказывает, что каждый год в пригороде Черкесска собирают природный материал - камыш, обрабатывают по старинной технологии, а уже после тонкие гибкие пластины складываются в традиционную адыгейскую циновку или предмет интерьера. Древнее искусство и историю ремесел молодые люди изучают с помощью музейных экспонатов, в запасниках - кладезь древних вещиц, выполненных народными мастерами. Катя Аткина разглядела удивительный шерстяной узор, придумала свой сюжет, а войлок соединила при исполнении с тесьмой. Кстати, валяние войлока - дело тяжелое. Аэлита Лалиашвили говорит, что девушкам трудновато приходится, но делают все старательно, с фантазией. По мнению Эммы Лапуговой, возрождение и сохранение традиций народных промыслов и национальных видов декоративно-прикладного искусства - важный задел для будущих мастеров и дизайнеров, источник ярких идей, новых арт-решений.