Ставропольцы по праву гордятся тем, что величайший человек XX столетия, писатель, правозащитник, лауреат Нобелевской премии Александр Солженицын родился в Кисловодске 11 декабря 1918 года.
Произошло это в доме деда по материнской линии Захара Щербака. Дед был далеко не голубых кровей - батрачил, чабановал, никаким трудом не гнушался. И удача улыбнулась ему - Захар Щербак разбогател, обзавелся землей на Кубани. Хозяйствовал весьма грамотно, уважал науку и дочери Таисии (в будущем матери Александра Исаевича) дал прекрасное образование. Это к тому, что в 1974-м, когда началась травля писателя, некий И. Соловьев на страницах газеты "Правда" в статье "Путь предательства" утверждал: "Солженицын - сын саблинского помещика".
Родная кровь
Село Саблинское Александровского района - еще один солженицынский адрес на Ставрополье. Там некогда укоренился дед писателя по отцу. О нем Александр Исаевич вспоминал так: "До революции был состоятельный хозяин. Имел около 2 тысяч десятин земли, держал овец, число которых доходило иногда до 20 тысяч. Нанимал батраков до 50 человек. Но и себя Семен Ефимович от физического труда не освобождал. И домочадцев к тому приучал, прежде всего сыновей - Исая, Василия, Константина, Илью. А дочь Мария была помощницей матери". Исай не дожил до рождения сына. Летом 1918-го в Саблинском на охоте смертельно ранил себя. Там и похоронили. Стережет его могилу, как и погребения других пращуров, к счастью, и поныне здравствующая двоюродная сестра и ровесница Александра Исаевича - Ксения Васильевна Солженицына.
В теперь уже давнем перестроечном 1990-м довелось побывать в гостях у бабы Ксени. Поведала, как приезжали к ней с обыском чекисты-кэгэбисты, хотя она ни о каких диссидентах знать ничего не знала, и того довольно, что раскулачены были и сосланы. А Саню и семью его толком разглядела лишь по телевизору в передаче "До и после полуночи". Снимали их в Вермонте. Очень понравилось Ксении Васильевне, что брат сыновей назвал по святкам - Степан, Игнат, Ермолай... В ту ночь вся Сабля не спала. А наутро сделали вывод: баба Ксеня и Александр Исаевич похожи как две капли воды, вплоть до глубокой "зарубки" морщин на лбу.
Сам же писатель переступил порог отчего дома лишь в сентябре 1994-го. Одно из капитальнейших строений было приспособлено под сельскую больничку. Но как его встречали в этом саблинском гнездышке свои, кровные...
Музею - быть!
Осенью прошлого года приезжал двоюродный брат писателя - Александр Ильич Салжаницын (фамилию исказили в Сибири, куда были сосланы его родители). Ходил к ставропольским властям, с тем чтобы в Саблинском сделать музейный мемориальный комплекс. Вопрос повис... В Кисловодске тоже сутяжничали. Да сама смерть праведника подвигла недавно назначенного губернатора края Валерия Гаевского в соболезновании, обращенном к близким покойного, пообещать: "В Кисловодске дом-музей Солженицына непременно будет!" И с Саблей не стоит затягивать, ведь все же исток.
Где бы ни скитался по белу свету автор "Архипелага ГУЛАГ", пусть даже пожелал покоиться вечно в Москве, на кладбище Донского монастыря, однако сам же он заметил: "Река начинается с ручейка, а судьба вытекает из семьи, дома, того маленького уголка, из которого, снизу, и страна должна строиться".