На минувшей неделе в Кисловодске спор за право собственности на бывшую швейную фабрику стал причиной противостояния терских казаков и представителей чеченской диаспоры.
Сразу отметим, что попытки придать "фабричному делу" колорит национального конфликта почвы под собой не имеет.
История вопроса включает в себя долгие месяцы арбитражных споров, множество судебных исков, постановлений об исполнении судебных решений.
На каком этапе система правосудия дала сбой, и что стало тому причиной - человеческий фактор или противоречия в законодательстве - предстоит выяснить компетентным органам. Мы же попытались проследить развитие событий с помощью документов и комментариев.
Чье добро охраняем?
По словам гендиректора частного охранного предприятия (ЧОП) "Пересвет" Олега Губанова, согласно договору с новыми владельцами швейной фабрики, его сотрудники - казаки Терского войска - должны были в минувшую среду взять предприятие под охрану. Но пройти на территорию фабрики они не смогли.
- Нас встретили десять вооруженных человек, - рассказывают сотрудники ЧОП "Пересвет" Константин Котовский и Виктор Кучинскас. - Все они были в гражданской одежде и перепоясаны патронами. Эти люди держали нас буквально под прицелом.
Ситуацию мы подробно изложили в заявлении, которое телеграммой было отправлено в ГУВД Ставропольского края. Однако в полученном нами уведомлении было сказано, что наши сообщения адресатом не получены.
Известно также, что вооруженные люди отрапортовались казакам как сотрудники чеченского ОМОНа, заявив при этом, что территория фабрики - частная территория Президента Чеченской Республики Рамзана Кадырова.
- После такого заявления мы вызвали милицию, - продолжает Олег Вячеславович. - Прибывшие сотрудники проверили у чеченцев документы и посоветовали нам покинуть объект, поскольку у той стороны "огромные полномочия".
Но казаки остались.
Суть конфликта
Фабрика раздора, расположенная на проспекте Победы в самом центре Кисловодска, - кусок действительно лакомый, хотя бы с точки зрения его застройки. Еще в 2004 году производство, принадлежащее ЗАО "Прогресс", было продано за долги. Известно, что прежние владельцы предприятия наделали их много: задолжали они и кисловодской администрации, и вещевому хозяйству Министерства обороны, и "Серпуховскому текстилю".
Предприятие-банкрот изо всех сил пыталось оспорить результаты торгов. И пока оно их оспаривало, ООО "Атлант" скупило все шесть корпусов фабричной недвижимости.
На сегодняшний день ООО "Атлант" убеждено, что приобрело фабрику в целом, то есть вместе с прилегающей территорией. В свою очередь, ЗАО "Прогресс" считает, что "Атлант" имеет право лишь на часть, занятую постройками.
По словам председателя комитета имущественных отношений администрации Кисловодска Льва Гогжияна, сторонам было предложено определить порядок пользования участком. Однако землепользователи договориться до сих пор не смогли.
Прокурор города Кисловодска Евгений Арефьев также подтвердил, что спор длится уже не первый год и разбирательства в судебных инстанциях еще не закончены.
Без комментариев
Мы позвонили в МВД Чечни, чтобы уточнить, какими такими полномочиями наделен чеченский ОМОН?
- Весь наш ОМОН на базе, то есть здесь, в республике, - сообщили в пресс-службе МВД ЧР. - А кто там себя за наш ОМОН выдает, мы не знаем, и за их действия отвечать не можем.
Интересно, кто же тогда действительно охраняет спорное предприятие? На этот вопрос в правительстве Чечни нам ничего не ответили. Никак не прокомментировали и принадлежность территории кисловодской фабрики Рамзану Кадырову. Так и сказали: "Без комментариев".
P.S. А пока на фабричной территории продолжают держать оборону казаки и, как мы выяснили, сотрудники вневедомственной охраны МВД Чечни. ЧОП "Пересвет", нанятый "Атлантом", базируется в административном корпусе бывшего предприятия, а чеченская охрана дежурит на проходной - в ожидании решения суда.
Хотелось бы, чтобы из этой неприятной истории сделали выводы чиновники и правоохранительные органы, все структуры, причастные к имущественным вопросам.