На недавней пресс-конференции директор Ставропольского государственного историко-культурного и природно-ландшафтного музея-заповедника им. Г. Н. Прозрителева и Г. К. Праве Николай Охонько рассказал, что во многих музеях страны работа по учету и организации хранения музейных предметов и коллекций не в полной мере соответствует требованиям. Причины разные - снижение качества работы музейных сотрудников ("Соблазн при таких низких зарплатах (см. таблицу) что-то взять из музея с целью поправить свое материальное положение может возникнуть и у наших сотрудников, но я надеюсь, этого не произойдет, здесь есть внутренний кодекс профессиональной этики", - сказал Н. Охонько), отсутствие надлежащего финансирования музеев и необходимой материально-технической базы.
Кадры решают не все
"У нас работа строится на доверии к сотрудникам, - говорит директор Ставропольского музея изобразительных искусств Зоя Белая, - ведь хранители знают специальные коды, они ставят экспонаты на сигнализацию. В нашем музее эти люди работают со школьной скамьи. Но завтра им на смену придут другие, и что будет? Чтобы допустить человека к музейным фондам, ему необходимо пройти двухгодичную спецподготовку. И обучение это дорогостоящее. Мое мнение: в каждом регионе должно быть ровно столько музеев (государственных), сколько их смогут достойно "содержать" чиновники".
Что касается краж, на Ставрополье, по словам специалистов, антикварного рынка как такового нет. Настоящие коллекционеры сегодня стремятся приобретать вещи с экспертной оценкой, поэтому ворованное их вряд ли заинтересует, да и на аукционах экспонаты, как правило, "просвечивают".
Основная проблема музеев Кабардино-Балкарии - нехватка выставочных и фондовых площадей. Недавняя ревизия показала, что с сохранностью экспонатов - порядок. По крайней мере, за последние 10 лет со времени последней проверки фонды музея пополнились с 2500 до 3003 единиц.
"Главный хранитель музея В. Мокаев готов жизнь положить за каждый экземпляр", - утверждает директор музея Елизавета Жантудуева. "Проблема малых музеев - в отсутствии денег буквально на все. Нам предлагают элементы национального костюма - нагрудники, подвески, женские и мужские пояса, а мы не можем их купить. Бесценные свидетельства национальной культуры и истории уплывают в частные коллекции, за рубеж", - сокрушается директор Национального музея КБР Бетал Керефов. За 5 лет его директорства пропаж в музее не было. Но в книге поступлений, которая ведется с 1921 года, против некоторых единиц хранения проставлено: "Обком партии".
Чечню поддержит "Третьяковка"
В Грозном сейчас работают 4 музея. Государственный музей имени первого Президента Ахмат-Хаджи Кадырова не имеет ни экспонатов, ни здания. Второй музей, посвященный Великой Отечественной войне, образованный молодежным демократическим антифашистским движением "Наши", связан только с военной
тематикой. В Республиканском музее изобразительных искусств им. Петра Захарова (кстати, чеченца по происхождению), имевшего в своем фонде до первой чеченской кампании 4 тыс. единиц хранения, осталось всего 100 картин. Из них 98 находятся на реставрации в Москве и лишь две - дома. Фонды Чеченского государственного краеведческого музея когда-то составляли около 230 тыс. предметов, сегодня они "ютятся" на первом этаже жилого 5-этажного дома в весьма плачевном состоянии.
Восстановленное на скорую руку неоштукатуренное помещение, заколоченные окна, сложенные в ряды стенды и экспонаты - все это говорит о невнимании властей к музейным реликвиям. "Много ценных вещей за время войн утеряны навсегда, но есть экспонаты, которые мы смогли сохранить", - рассказывает директор Чеченского государственного краеведческого музея Ваха Асталов, - но для них нет места". А тем временем историческое 2-этажное здание в Грозном, чудом уцелевшее за время двух войн, передается в аренду продавцам и коммерсантам. "Шесть раз правительство отдавало его нам и столько же раз чиновники его отнимали, - говорит директор, - между тем Третьяковская галерея инициировала сбор средств для восстановления чеченского музея. А председатель правительства ЧР обещал построить новый музейный комплекс к 2008 году. Для Чечни это актуально как никогда, ведь не зная своего прошлого, не построишь идеальное будущее".