Как «оживить» воду? Подвижник из КБР о борьбе за природу и здоровье

коллаж С. Ломакина / АиФ

«После поездки в Тибет я уверился в том, что у воды есть душа, если хотите, особое излучение. У каждой реки, каждого родника. Не случайно знахари даже в наши дни оздоравливают людей при помощи воды. А мы к ней относимся варварски», – говорит Александр ГОЛОВКО, исследователь, член общественной организации «республика – общее дело» из Кабардино-Балкарии. Мы беседуем с ним о том, как сохранить природу на Северном Кавказе.

   
   

Экология или экономия?

Досье
Александр Головко. Родился в Бийске. Темой воды занимается более 15-ти лет, имеет научные работы по этой теме. Представлял КБР на двух международных форумах по защите воды. Женат, два сына.
Елена Панкова, АиФ-СК: Александр, вы уже не первый год вместе с другими активистами пытаетесь провести акцию по очистке реки Нальчик. Что мешает вам это сделать?

Александр Головко: Я вырос возле этой реки. Во времена моего детства мы брали оттуда воду, пили её, готовили еду. Но сейчас река умирает. Во-первых, в неё стали сбрасывать отходы птицефабрики, построенной лет пять назад. Во-вторых, сюда впадает Нартия, и с её водами в реку попадают водоросли. Если раньше эти процессы пытались контролировать, как-то с ними бороться, сегодня – нет. В итоге река Нальчик начала цвести. А поскольку в природе всё взаимосвязано, в городе стали погибать деревья, питающиеся от подземных источников.

– Как же исправить ситуацию?

– Патриоты города (а таких много) давно уже предлагают выйти в один из выходных дней на реку и, вооружившись жёсткими щётками, смыть водоросли, очистить дно от грязи. К тому же нужно сделать запруды, высадить деревья вдоль берегов. К сожалению, те деревья, что были раньше, давно вырубили.

– Почему же власти не дают добро на эту помощь?

– Потому что у наших чиновников другое видение того, как спасать реки. Они предлагают способ, который, на мой взгляд, ситуацию не только не улучшит, но даже может навредить. В частности, пройтись грейдером по руслу и тем самым почистить речку. Но русло формируется годами и менять его вредно!

   
   

– Наверняка вы следите за водопадом Гедмишх, на который решили «посадить» водопровод. После того как активисты восстали против этого варварства, власти пообещали оставить жемчужину в покое. Что там происходит сейчас?

– Несмотря на заверения чиновников о приостановке возведения водопровода, у меня другие сведения. Строительство, пусть и медленно, но продолжается. Ведь в него уже вложены большие деньги, кто же теперь выбросит их на ветер? К тому же строители заручились поддержкой местных жителей. Людям, которые десятилетиями сидят без воды, трудно объяснить, что, построив там водопровод, о Гедмишхе уже через двадцать лет мы можем забыть!

А ведь можно было сделать по-другому: возвести водопровод ниже по течению. Но тогда пришлось бы потратиться на дорогостоящие насосы. В общем, в очередной раз сэкономили на экологии…

– Судя по отчётам чиновников, в вашей республике больших проблем с окружающей средой нет…

– Вынужден вас разочаровать. Есть, и ещё какие! Если бы их не было, наверное, не было бы и такого количества больных людей. Но посмотрите, сколько онкологических пациентов в республике! Ужасная ситуация с аллергическими заболеваниями. Каждый третий в КБР – аллергик.

Вода лечит и…калечит

– Зато ваш регион – один из немногих, где реализуется федеральная программа «Чистая вода». Знаю, во многом это лично ваша заслуга.

– У нас в КБР в 112 детсадах применяется передовая российская технология по очистке воды. Где вы ещё такое видели? Да, я считаю своим долгом тормошить чиновников, информировать их о современном очистительном оборудовании.

После поездки в Тибет я получил доказательства того, что у воды есть душа, если хотите – излучение. У каждой реки, каждого родника. Не случайно знахари даже в наши дни лечат людей при помощи воды. Если вернуть то благоговейное отношение к этой замечательной субстанции, которое было у наших предков, мы все оздоровимся. Почему-то в Китае и Тибете это понимают и продолжают воду почитать, а у нас к ней относятся по-варварски.

Но всё можно исправить. Было бы желание! Тем более что в Уфе давно уже производят уникальное оборудование, которое позволяет сберегать целебные качества воды – её очистительно-восстановительный потенциал.

Именно это свойство, а вовсе не химический состав, в чём нас пытаются убедить коммунальщики, – главное! Я уже много лет доказываю нашим чиновникам необходимость установки таких очищающих агрегатов хотя бы в детских учреждениях. Там, где ко мне прислушались, где нашлись спонсоры, результаты есть.

Но добиться того, чтобы такое оборудование появилось везде, где есть детишки, я, увы, пока не могу. В кабинеты чиновников меня с этим вопросом не пускают, явно недооценивая важность проблемы.

– Что скажете о воде, текущей из кранов в вашей республике?

– Огромный вред её качеству нанесли отключения, которые участились во время перестройки и в 90-е. Известно, что вода после внезапного включения начинает течь рывками. Это очень плохо, ведь в неё попадают частицы вредных веществ из труб.

– А вода из кулеров? Некоторые называют их «офисными убийцами»…

– Очень часто их содержимое не соответствует нормам. Большинство сертификатов, по моим данным, – это «липа».

– Вы говорите страшные вещи. А что насчёт широко рекламируемых фильтров?

– И с ними тоже не всё так хорошо, как пытаются нам представить. Ведь уже через неделю так называемая промокашка, на которую собирается вся гадость из воды, приходит в негодность. Происходит вторичное загрязнение жидкости. Между тем обновлять так называемые картриджи производители рекомендуют всего раз в месяц.

Увы, наши люди очень падки на всякие рекламные штучки и не хотят просвещаться. Но, наверное, мы уже не можем позволить себе пренебрегать такими вещами. Пора вспомнить, что человек – лишь во вторую очередь социальное существо, а в первую – всё-таки животное. В хорошем смысле этого слова.

Смотрите также: