Столько sms я не написала за всю свою жизнь. Не люблю это дело. Разговор – голос, интонация, построение фразы – много чего недосказанного можно уловить. Но тут особый случай – все мои sms-ки адресованы одному человеку – Павлу Козмопулосу, парню из звёздной «Сборной Пятигорска».
Хотела написать: «человеку, поразившему меня силой воли, преданностью КВН, заряжающему оптимизмом». Но это – слова. Слова, за которыми – боль, страх перед неизвестностью, крепкая мужская дружба. И долбящая в висок мысль: я бы точно сложила лапки. Но без слов никак – хватило бы их, чтобы описать молчание, рассказать о тишине, что окружает КВНщика Павла Козмопулоса. Потому что он – глухой. Теперь глухой. И, по-прежнему, КВНщик: директор межрегиональной Лиги «Кавказ» международного Клуба весёлых и находчивых.
Лига провела уже несколько игр, на пороге первый в её истории финал. Наши, кавказские команды, мне, как зрителю, кажутся самыми лучшими, самыми смешными, самыми-самыми. У специалистов другой взгляд, профессиональный. Два содиректора – Павел Козмопулос и Ислам Мамергов – и оба редактора вкладывают в кавказскую лигу всё: время, свои средства, душу. В КВНе нет национальной принадлежности:
«Хочешь, назови это братством, мы не друзья, мы – братья», – говорит Павел.
Редакторы Лиги – Теймураз Тания («Нарты из Абхазии») и Воробей – Заур Байцаев («Пирамида») как следует «вздёргивают» команды – режут шутки, критикуют. На то они и наставники. Но сейчас не об этом…
Мы договариваемся поначалу, что общение будет через Интернет. Но Павел предлагает поговорить при встрече – живое общение лучше. Обсуждаем многое – пишу вопросы в блокноте, Павел отвечает на все, откровенно.
Вежливость – не слабость. Сила.
- Какой он, кавказский КВН?
- Такой же, как любой другой, но со своей очень важной изюминкой. Про кавказский менталитет много говорят, что это такое – знаю по себе. У меня взрывной характер. Если о чём-то договариваюсь и не получается сделать в срок, начинаю с людьми ругаться, нервничать. А надо всё решать словами, искать выход. Если всё пытаться решать по-хорошему, у нас на Кавказе этого не поймут. Вежливость принимают за слабость, надо обязательно кричать, руками размахивать, ругаться. А вежливость – это сила, если человек спокоен – он убеждён в своей правоте, не надо ему суетиться, кричать. Стараюсь это применять, работаю над собой. Менталитет на Кавказе действительно особый – кто у нас хорошо живёт? Разные органы и власть. Я в детстве хотел стать милиционером, с последующим переходом в мэрию. Такой виделась карьера, вершина – кресло чиновника. Так и сегодня многие молодые считают. При власти и деньгах чувствуют себя увереннее. Иной раз, переходя все границы.
Помните, история с этой стрельбой на свадьбе в Москве. Демонстрировать, вот, мол, мы везде хозяева и делаем, что хотим, это в корне неверно, это свинство не уважать людей, закон, порядок. И прикрываться тем, что это обычай – это неправильно. Да, мы, кавказские парни – залихватские. Эмоции переполняют – ААА, бац-бац. Выражать свой восторг, стреляя в воздух, ну лишнее это. Неправильно, мягко говоря. И люди, которых я знаю, этого не сделали бы. Все мои знакомые кавказцы. Их очень много, самых разных национальностей – даже перечислить не берусь, очень много.
А про силу и слабость вот ещё что скажу – у моего друга рожала жена. Друг мало сказать, брат. И мы с ним ждали и переживали. Я слышал, как мучилась эта хрупкая, маленькая женщина. Я был поражён – всегда считал себя сильным мужчиной, но таких мук точно б не выдержал. А мы говорим «слабый пол». На Кавказе к женщине особое отношение, так, как кавказцы, за женщинами никто не умеет ухаживать. Я сейчас ухаживаю за девушкой, надеюсь, в следующем году сыграем свадьбу. На Кавказе. Она моя землячка, тоже из Минеральных Вод. А познакомились в Москве, а родом она, как и я, из Грузии. Я там родился, а в Россию переехали, когда мне 13 лет было. Мама русская, папа – грек. А я – кавказец, гражданин России.
Чем лечить зависть?
- Почему так педалируется у нас тема межнациональных отношений?
- Не знаю, кому это нужно. Когда начинают говорить гадости – противно должно быть всем. Кавказ – самый благополучный регион, так думают в стране: им же помогают из центра. Может, думают, что потому мы все живём здесь благополучно и красиво. Мы с командой объездили в своё время всю Россию с гастролями от Калининграда до Владивостока, от Сочи до Мурманска – проблем везде хватает. Я видел покосившиеся дома, видел нищету, разруху. Как патриот своего края, хотел бы сказать, что мы живём лучше всех. Не ныть надо, а делать, делать то, что ты можешь. Тогда все будут жить хорошо и не завидовать другим, не злиться, а помогать.
Главная проблема – зависть. Начинаются-то межнациональные проблемы не с глобального, а с мелкого, соседского. Начал плохое говорить… Позавидовал сосед соседу – что у того лучше – урожай, новая машина, земли больше, потом кто-то умело на эту ранку соли насыпал. Вот тебе и конфликт. У нас такой менталитет, мы очень горячие, характер взрывной, на всё быстро и активно реагируем. Кто-то из великих сказал, что плохо о нас говорят те, кто хуже нас. Потому что тем, кто лучше, нет до нас дела. Так вот, я говорил, что всю страну объездил – везде нас встречали хорошие люди. В Заполярье, в Сибири, на Урале – везде хорошие люди. А негативное мнение о Кавказе формируется теми, кто здесь не был. Формируется прессой. Но когда люди приезжают сюда и узнают людей, то влюбятся в эти места. И уезжают совсем с другим впечатлением.
Конечно, столкнуться с негативом можно везде, в любой части света. И затаить обиду какую-то, злобу. Каждый видит то, что хочет увидеть. Нам с детства внушали, как плоха Америка. Я в том был убеждён. А сегодня скажу – хорошая страна, и люди там хорошие живут. Мы же не о политиках говорим, которым надо держаться на плаву, а о простых гражданах. Я последние 3 года бываю в США на лечении. Первый раз приехал – был приятно удивлён, особенно людьми – приветливыми, небезучастными. Выучил фразу на английском: «извините, я не слышу». И показываю телефон, где вопрос набран – как пройти на такую-то улицу. Человек идёт совсем в другую сторону, он берёт меня за руку, переводит через дорогу, ведёт меня, куда мне нужно. Я пытаюсь объяснить, что могу ходить, я просто не слышу. А человек говорит: мне не трудно. И ведёт меня. Да, я инвалид, но не шарахаются, не смотрят настороженно – воспринимают, как есть и хотят помочь. И разговаривают вежливо, улыбаются. Как-то видел на Манхеттене человек шёл, пил кофе и столкнулся с подметавшим улицу дворником. Шёл в белой рубашке, может, на совещание опаздывал, а тут облился кофе. Я подумал, сейчас начнётся, как у нас, до мордобоя. А они оба полчаса извинялись друг перед другом. Там через закон заставили людей уважать друг друга. И у нас, наверное, такое должно произойти. Когда – от нас с вами зависит.
- Но ведь и у нас немало хороших людей?
- Однозначно! Был не так давно в Нальчике, не мог дорогу найти по одному адресу. Поехал на старенькой папиной машине, заблудился, вышел на одном улице, подошёл к полицейским, стал объяснять – не слышу, нарисуйте, как проехать. Так мне дали провожатого, тот ехал впереди и показывал дорогу. Когда приехали, я вышел, стал его благодарить и денег хотел дать. Так он обиделся.
«Так полисмены знали, наверное, что свой, что милиционером хотел стать», – пишу в блокноте. Павел смеётся, точно, так и есть.
- Был и другой случай. Ехал с товарищем, он музыку на весь мах врубил, а когда выходил, не выключил. Останавливает меня гаишник, я ему блокнот с ручкой протягиваю – пиши, что я нарушил, не слышу. Он начал смеяться, ругаться – видно было по мимике. Я опять к нему с блокнотом, а он меня отталкивает. Музыка-то орёт, а я о том не знаю. Потом выяснили, в чём дело. Но я разозлился, это к вопросу о менталитете.
«Я боялся выходить на улицу»
В диктофоне повисло молчание. Это я пишу очередной вопрос в своём блокноте.
- Извините, Павел, спрошу о болезни. Как это произошло, почему потеряли слух?
- Не припомню, чтоб в детстве сильно болел, но лет 7 назад начал пропадать слух. Постепенно, но снижался и снижался. Ходил по врачам, но диагноз никто поставить не мог. Когда пропало зрение, мои друзья просто взяли меня за руки и отвезли в Москву, там по врачам пошли. Выяснилось, что всё дело в опухоли в голове. Мне сделали срочную операцию, зрение восстановилось, а слух – нет. Поздно было. Если б сразу определили, в чём причина, этого не случилось бы. А когда узнал про опухоль – решил всё, жизнь остановилась. Как-то было всё равно – неизвестно, будет ли что дальше? А у меня было несколько предложения сняться в кино, были планы разные. А тут – всё, приехали. И тогда наш капитан Семён Слепаков написал мне письмо. Написал, потому что сказать не мог – я же не слышу. Он написал мне, что надо оставаться мужиком. Такое письмо, такие слова смог найти. Меня это встряхнуло. И до, и после операции рядом со мной были мои друзья КВН-щики. Палата была заполнена моими друзьями. Меня не оставляли ни на минуту и не оставляют до сих пор. Помогают во всём – главное, морально. О материальной стороне я даже не говорю. Сколько сделали для меня эти люди, МОИ ЛЮДИ, МОИ ДРУЗЬЯ. Чем только можно, стараются помочь. И делают это. Оплачивают мне лечение в Америке, но не для того, чтобы я рассказывал о том, кто помогает, а для того, чтобы меня вылечить. Не знаю, получится ли вернуть слух, одни специалисты говорят, что надежды нет, другие – есть. Но я должен учиться жить с глухотой, пока я не слышу. И я учусь. Не буду скрывать, я боялся выйти на улицу, я боялся – как мне общаться с людьми, как они будут смотреть на меня, как относиться. Но всё преодолимо, всё можно победить. С помощью друзей. И КВН.
- А есть любимчики в Лиге «Кавказ»?
- Нет, какие любимчики! Я же шуток не слышу! Они все – мои, родные команды. Я когда оглох, стал много читать. Читал и сейчас читаю много. Люблю Довлатова, Зощенко. Так много открыл для себя! Из-за потери слуха стала меняться речь, так я постоянно делаю упражнения, камни во рту катаю, стараюсь петь. Пою с удовольствием, во весь голос – наши, КВНовские песни, которые мы в команде переделывали для игры. Мы же выиграли в высшей лиге КВН всё, что можно – все чемпионские кубки. Я теперь чувствую КВН каждой клеточкой, пусть не слышу его. Я им живу.
- По формату Вы можете задать свой вопрос, о чём хотите и кому хотите.
- Сколько можно? Этот вопрос пусть каждый адресует себе.
Смотрите также:
- Аслан Бижоев из «Даёшь молодежь!» рассказал о своей жизни в Москве →
- Протез для Саши. Ставропольский Ник Вуйчич мечтает написать книгу →
- Мечта Мурада - научиться ходить →