Передо мной – два приговора двух разных районных судов. Один – по громкому делу, о котором писала вся местная пресса, – зверскому убийству гражданином Армении Арутюняном молоденькой жительницы Ставрополя Светланы Марченко.
Напомним, ранним утром 13 апреля прошлого года жизнь Светланы прервалась при жутких обстоятельствах: Арутюнян, с которым девушка гуляла на Туапсинке, разозлившись на что-то, жестоко ударил ее стеклянной бутылкой в шею. Он бил несчастную с таким остервенением, что она скончалась там же, на месте, от десяти колото-резаных ран.
А второе происшествие – банальная бытовуха, на которую в наше криминогенное время даже СМИ уже внимания не обращают. В Новоалександровске в том же апреле, только на 13 дней позже, 30-летний Евгений Горяйнов поссорился со знакомой с детства продавщицей, выхватил с прилавка чипсы – и был таков. Выйдя из магазина, Горяйнов в сердцах швырнул «награбленное» и побрел домой.
Ну какой из него уголовник?
Какая взаимосвязь между этими двумя абсолютно разными преступлениями, скажете вы? В одном случае – леденящая душу смерть молоденькой девушки, во втором же – заурядная попытка грабежа. Общее здесь – почти одинаковые приговоры. Жестокий убийца получил 9 лет лишения свободы с отбыванием наказания в колонии строгого режима, а незадачливый «грабитель», которому просто не повезло с судьей и прокурором, проведет на строгом режиме всего на год меньше Арутюняна – ему «вкатали» 8 лет.
Да уж, так, увы, повелось в современной России: наказание у нас ну очень часто зависит вовсе не от того, какова тяжесть содеянного. Листаю приговор бедолаги Горяйнова. Но сначала – несколько слов о нем самом. Обычный молодой мужчина. Да, склонен «к употреблению». Но ведь не тунеядничал, не валялся в канаве, криминалом не промышлял! Трудился себе скромным разнорабочим, воспитывал 4-летнего сынишку.
Жена, правда, подала на развод, и в тот день, когда они расторгли брак, произошел инцидент, за который Горяйнова так сурово наказали. Но на суде тем не менее бывшая супруга высказалась объективно: выпивал, но зарплату в дом приносил и сыном занимался.
Вот только у новоалександровской милиции, очевидно, с раскрываемостью в апреле было не очень, вот и приписали в конце месяца Горяйнову неслыханное по дерзости преступление, за которое парень на 8 лет угодил в колонию, куда отправляют убийц да рецидивистов.
Итак, расстроенный Евгений вечером подался в хорошо знакомую ему лавку. Там у продавщицы, которую знал с 3 лет, он попросил дать ему в долг товар. Девушка тоже была не в настроении и одалживать продукты отказалась. Далее показания расходятся: подсудимый утверждает, что всего лишь схватил чипсы и выбежал на улицу, где в сердцах швырнул продукты на землю. Продавщица же дала показания, что Горяйнов выражался нецензурной бранью, а когда она не открыла ему дверь, выбил ее и ударил девушку. Разошлись показания и по поводу похищенного.
Кстати, как явствует из того же приговора, впоследствии продавщица просила снисхождения к Евгению, поскольку вреда ее здоровью он не нанес, и свои показания изменила в пользу друга детства. Но председательствующую на суде Д. Кондратенко эти принципиально важные «детали», кажется, уже не интересовали. Не заинтересовали они краевой суд, куда подал кассацию адвокат Горяйнова Валерий Севастьянов, ни президиум краевого суда.
Как перебороть систему?
Что сейчас происходит с Евгением, неизвестно. Попытался ли он бороться с произволом при помощи протеста в Верховный суд России или упал духом? Ведь то, что налицо произвол, понятно даже школьнику.
– Наказание неоправданно суровое, – признает адвокат Горяйнова Валерий Севастьянов. – В данном случае имело место всего лишь покушение на грабеж, но ему «приписали» разбой. Обычно за такие нарушения закона наказывают максимум двумя годами лишения свободы. Конечно же, общего режима, а не строгого. Увы, Горяйнов далеко не первый в моей практике осужденный, которого посадили на большой срок за мелкое преступление.
Ясно только одно: столь суровым приговором судья искалечила молодому мужчине жизнь. Мне очень хочется верить в то, что Горяйнову хватит настойчивости, а Верховному суду РФ объективности, чтобы добиться отмены несправедливого решения суда. А еще хочется думать, что, выйдя на свободу, мужчина не станет рецидивистом. Вот в это уже верится с трудом, потому что, несмотря на демонстративную отмену смертной казни, наш «самый гуманный суд в мире» почему-то демонстрирует эту свою гуманность чаще к душегубам и педофилам, но не оступившимся людям. Да, Горяйнов вел себя некрасиво и достоин наказания. Вот вопрос – какого? Отчего, декларируя такие прогрессивные формы, как домашний арест, исправительные работы, наши судьи упорно загоняют горяйновых, мужчин в расцвете сил, в калечащие души и тела сизо и колонии, лишая детей отцов?! Почему, напротив, арутюновы отделываются мягкими приговорами? И только ли в системе здесь дело?
Адресуем этот вопрос уполномоченному по правам человека в Ставропольском крае А. Селюкову.
Смотрите также:
- Дети-мишени. Участившиеся случаи педофилии на Ставрополье - жуткая тенденция →
- Буденновский педофил получил более 15 лет тюрьмы →
- Студентка за пощечину лишила парня глаза →