Почему на богатом родниками Кавказе такая плохая вода

   
   

Кстати:
В Ставропольском крае 329 водопроводов, 65 из которых получают воду из поверхностных источников, 264 – из подземных. Краевую столицу живительной влагой обеспечивает Сенгилеевское озеро.
Специалисты связали с этим вопиющим нарушением тот факт, что в конце января в городе зарегистрировали 22 случая заболевания острыми кишечными инфекциями – в несколько раз больше, чем обычно. Людей призвали не платить за некачественный ресурс: постановление Правительства РФ №354 даёт такое право потребителям.

Фекальная водица

– К сожалению, у нас были перебои с поставкой жидкого хлора, и воду мы действительно несколько дней не дезинфицировали, – поясняет Джашарбек Кочкаров, директор МУП «Водоканал Карачаевска». – Сейчас уже всё нормально. Своего хранилища хлора у нас нет, мы завозим его из Пятигорска. Почему не позаботились об этих запасах заранее? Была реорганизация предприятия, менялись люди… Сейчас подумываем о том, чтобы вообще отказаться от хлорирования, перейти к современным установкам, в которых очистка воды производится при помощи озонирования. Правда, стоит такое оборудование недёшево. Будем, наверное, просить главу республики о помощи. А пока обеззараживаем дедовским способом…

Как ни печально, Карачаево-Черкесия, славящаяся своими хрустальными горными источниками и чистейшей бутилированной водой, то и дело попадает в сводки в связи с кишечными отравлениями.

Летом прошлого года, например, страшный скандал разразился в Зеленчукском, Усть-Джегутинском и Карачаевском районах, где на больничных койках оказалось более двухсот детей с острой кишечной инфекцией. Причина отравления – водопроводная водица с… фекалиями. А в Икон-Халском, Эрсаконском и Апсуанском сельских поселениях республиканская прокуратура выявила факты подачи воды… прямо из реки.

От Карачаево-Черкесии, увы, не отстают и другие республики Северного Кавказа. Ингушетия давно считается одним из самых неблагополучных по этому показателю регионов страны.

Как прозвучало на недавнем совещании с участием генерального прокурора Юрия Чайки в Ставрополе, из 2000 проб воды, взятых в этой республике, как минимум треть – плохого качества.

   
   

Время от времени республиканская прокуратура обращает внимание местных властей на эту острую проблему. Чиновники оправдываются: скважины не очень глубокие, поэтому на 80% живительная влага, скорее, техническая, нежели питьевая.

Прокуратура не раз заявляла о том, что санитарно-защитные зоны скважин охраняются плохо, территории водозаборов неблагоустроенные, насосные станции изношенные и т. д.

Надо отдать должное республиканским властям: проблему они пытаются решить. К примеру, в Малгобекском районе уже запустили вторую очередь Кантышевского водозабора. Но пока этого недостаточно.

В Северной Осетии тоже не всё гладко – там в некоторых сёлах колодезная вода загрязнена из-за близости нефтяных месторождений.

В Чечне во время двух военных кампаний системы водоснабжения пришли в негодность, разрушены очистные сооружения, устарело оборудование водозаборных сооружений. Два года назад местные власти приняли республиканскую целевую программу, в рамках которой предусмотрели строительство, реконструкцию и модернизацию объектов водоснабжения. На 60% программа финансируется из федерального бюджета.

По информации руководителя республиканского Роспотребнадзора Таисии Мирзоевой, 40% воды, взятой на проверку из разводящих сетей централизованного водоснабжения, не соответствует нормам по микробиологическим показателям, 19% – по санитарно-химическим. При этом патогенной микрофлоры в ней нет: за последние 13 лет в Чечне не было ни одной вспышки острых кишечных заболеваний.

Морозы помогли?

Благополучнее всего выглядит Ставрополье. Говорят, из-за аномальных январских холодов питьевая вода в крае… стала почти родниковой.

– Низкие температуры препятствуют развитию микрофлоры в воде, – прокомментировали в краевом управлении Роспотребнадзора. – К тому же в холодное время года негативное антропогенное воздействие на водные объекты уменьшается, так как хозяйственная активность снижается.

Правда, добавляют представители ведомства, очистные сооружения почти везде в крае работают исправно в любое время года. По данным управления, доля неудовлетворительных проб питьевой воды по санитарно-химическим показателям за последние пять лет снизилась в 4,2 раза, по микробиологическим – в три раза.

– Вода у нас в районе хорошая, – говорит Светлана ЛУКЬЯНОВА, глава с.Бурлацкого Благодарненского района Ставрополья. – Но проблема в другом: очень уж она дорогая! Платим больше 40 рублей за кубометр, причём технической воды у нас нет, вся она питьевая. Полив огородов обходится в копеечку!

Мнение власти:
Наталья Шаповалова, замруководителя Управления Роспотребнадзора по Ставропольскому краю: «Пока проблемной зоной по качеству воды остаются восточные районы края: Будённовский, Левокумский, Нефтекумский. Там в ряде населённых пунктов подземные воды загрязнены аммиаком. Чтобы его устранить, в 2012 г. по федеральной целевой программе «Чистая вода» в Будённовске построили новую систему очистки воды. Предполагается также спроектировать и смонтировать локальные очистные сооружения «Исток» в сёлах Будённовского района. А вот в Ставрополе, Невинномысске, на Кавминводах, по нашим данным, качество воды стабильное высокое».

Точка зрения:
Наталья Яценко, заведующая детским диагностическим отделением №2 ГБУЗ СК «Краевая клиническая инфекционная больница»: «Даже ту воду, которую обработали по всем правилам, нельзя пить из крана! Ставропольская вода к тому же довольно жёсткая, а бывает и сильно хлорированной. Поэтому я обязательно её фильтрую, затем замораживаю, размораживаю и только потом использую. Советую это делать всем, кто хочет сохранить своё здоровье. Иногда бывает достаточно и простого отстаивания воды. К сожалению, у нас немало населённых пунктов без центрального водоснабжения. Там, где люди берут воду прямо из рек или из колодцев, расположенных возле пастбищ, нередки случаи заражения различными энтеровирусными инфекциями и гепатитом А».

Мнение эксперта:
Юрий Раптанов, руководитель общероссийской общественной организации «Подорожник»: «Определить качество воды, текущей из крана, сегодня практически невозможно. Роспотребнадзор ведь исследует жидкость, беря специальные пробы из разводящих сетей. Причём эти данные зачастую отличаются от показателей других служб. По нашим сведениям, пробы исследуют по 28­ми показателям, в то время как в цивилизованных странах таких показателей в три раза больше. Каждый из нас, регулярно оплачивая воду, причём зачастую по завышенным тарифам, должен иметь право на ежедневное получение распечаток с лабораторными показателями, но разве это так? Если бы эти данные были у всех на руках, было бы и больше обращений в суды, а значит, и к решениям этих судов прислушивались бы. А пока нашей организации приходится с боями отстаивать права граждан. Так было, к примеру, в 2012­м в Труновском районе Ставрополья, где только в суде удалось доказать, что воду местным жителям подавали плохую, и добиться перерасчёта. Но самое страшное – это то, что хлор продолжает использоваться нашими коммунальщиками как безальтернативный способ обеззараживания воды, хотя есть немало современных, менее вредных. Ведь побочный эффект хлорирования – образование так называемых тригалометанов, провоцирующих рак».

Смотрите также: