Избавит ли новый закон о закупках от неоправданных трат

Валерий Христофоров / АиФ

Языком цифр:
В 2013­м прокуроры края выявили 1828 нарушений в сфере госзакупок, внесено 392 представления об устранении нарушений закона, по результатам рассмотрения которых к дисциплинарной ответственности привлечено 424 должностных лица, на незаконные правовые акты принесено 24 протеста, к административной ответственности привлечено 88 лиц, в суд предъявлено 17 исковых заявлений.
В прошлом году «АиФ-СК» написал о скандальной инициативе администрации Шпаковского района, которая вдруг озаботилась приобретением внедорожника Ford Explorer почти за 2 млн руб. Нашей газете тогда удалось отменить, мягко говоря, спорный госзаказ: после обращения «АиФ-СК» вмешалась краевая прокуратура.    
   

Ведомство, как выяснилось, регулярно мониторит официальный сайт госзакупок. Нередко заказы отменяют. 

К примеру, прокуратура Невинномысска установила, что в ноябре прошлого года администрация города разместила заказ на оказание услуг по организации обеда для участников «круглого стола», проводимого в конце года по итогам работы администрации города.

Начальная цена новогоднего ужина составила 358 140 руб.

Между тем дефицит бюджета города в 2013-м был 151 108,29 тыс. руб. Мэрия – в кредитных долгах, в бюджете города недостаток средств на решение вопросов местного значения, есть проблемы с электро-, тепло-, газо- и водоснабжением горожан, с водоотведением.

По результатам проверки прокурор промышленной столицы края объявил мэру предостережение о недопустимости нарушения бюджетного законодательства. Этот заказ отменили.

Прокуратура Арзгирского района выявила ещё один вопиющий факт. В ноябре 2013-го местная райбольница на официальном сайте www.zakupki.gov.ru опубликовала заказ на поставку дезинфицирующих средств. Начальная (максимальная) цена контракта… 999 585,27 руб.

   
   

Никаких обоснований столь щедрым тратам в документе не было.

Возбудили дело об административном правонарушении.

Где прозрачность?

Как видим, безобразия в сфере госзаказов пока приходится устранять в пресловутом «ручном» режиме. Что же изменится после вступления в силу нового ФЗ-44?

– Теперь создаётся единая система, при которой должны чётко прослеживаться целевое назначение закупок и их роль в решении определённых задач, – отмечает Станислав ЗВОНОК, предприниматель, юрист. – Закупки будут проводиться планово.

В новом законе много от старого, но процедура госзакупок стала прозрачнее – путём обязательного общественного обсуждения, раскрытия информации о реальных владельцах компаний, которые подают заявки.

Важно, что теперь можно объединить в один лот некоторые виды товаров и работ при заключении контракта так называемого жизненного цикла, – подчёркивает Станислав Олегович. – Постановление Правительства РФ от 28.11.2013 № 1087 решило проблему объединения в один лот проектирования и строительства. Установлен закрытый перечень случаев, при которых заключается контракт жизненного цикла, – отмечает Звонок. – В частности, контракт при выполнении работ по проектированию и строительству автомобильных дорог, инфраструктуры морских и речных портов, аэродромов, объектов системы коммунальной инфраструктуры, метрополитена и др. Это очень важно, потому что из-за бюрократических проволочек финансирование дорожных работ начиналось не ранее сентября, а закрыть контракт необходимо было не позднее декабря. Это вредило строительству и ремонту автодорог. При этом антимонопольные органы и арбитражные суды зачастую признавали незаконным объединение проектирования и строительства.

О прокурорах забыли?

Наконец-то прописан и возможный общественный контроль за госконтрактами. Несомненным плюсом специалисты считают и новую обязанность победителя торгов – раскрывать конечных исполнителей контракта, то есть всю цепь подрядчиков и субподрядчиков. Нелепые истории, когда детский сад строила какая-нибудь «колбасная» фирма, должны уйти в прошлое. Помимо имевшихся в старом законе таких форм проведения торгов, как конкурс, запрос котировок и аукцион, теперь будут проводиться конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, запрос предложений. А вот возможность увеличить цену контракта в процессе его исполнения теперь исключена, и это расценивают как минус. 

– В новом законе, как и в старом, полномочия прокуратуры не прописаны, – говорит Вячеслав КОСТРИЦКИЙ, начальник отдела по защите прав предпринимателей краевой прокуратуры. – Вместе с тем зачастую именно надзорные органы в конфликтной ситуации выступают в роли арбитра.

Работа над новым документом продолжается.

Схемы обмана

  • Виртуальная предоплата

Мошенники регистрируются на портале электронных госзакупок, получают электронные ключи и предлагают заказчикам наименьшие цены. Затем получают предоплату – 30­50% и… исчезают.

  • Поддельные документы

Как известно, каждый заказ должен быть обеспечен банковскими гарантиями. Мошенники подделывают документы по банковским гарантиям и продают их.

  • Заниженные цены

Участники конкурса искусственно снижают цены и получают заказ.

  • Закрыт доступ к информации

В наименовании буква кириллицы меняется на латинскую литеру, и прочитать информацию о заказе становится невозможно. В итоге его получает «нужная» фирма.

Точка зрения:
Борис Оболенец, вице­президент Торгово­промышленной палаты Ставропольского края: «Несмотря на то что 44­й ФЗ всё ещё дорабатывают и не все необходимые подзаконные акты приняты, мы уже проводим семинары для бизнесменов. Документ вступил в законную силу, и новшеств очень много. Он более прогрессивный, нежели предыдущий. Ужесточает ряд положений, в частности способы обеспечения гарантий заказчику в случае, если поставщик не выполнил свои обязательства. Разработана вполне прозрачная схема: создаётся реестр банков, которые выдают такие гарантии. Разумеется, плюсом можно считать и то, что экспертиза выполнения госзаказа стала обязательной. При этом не хотелось бы идеализировать ситуацию: лазейки для махинаций в нынешних российских условиях всё равно найдутся».

Мнение власти:
Николай Сасин, врио уполномоченного по правам предпринимателей края: «Пока участие малого и среднего бизнеса в государственных закупках ограничено, здоровой конкуренции как таковой нет, нередки случаи злоупотребления со стороны органов власти и заказчиков при организации и проведении закупок. Но полагать, что ситуация поменяется кардинально, не приходится. Квота малого и среднего бизнеса на участие в госзаказе составляет 10%, новым законом предусмотрено 15%, на практике же получается не более 5%. И всё же подвижки к лучшему есть. Уполномоченный по защите прав предпринимателей РФ помогает решать проблемы, с которыми сталкивается бизнес в этой сфере. В структуре института уполномоченного на федеральном уровне определена кандидатура и компетенция общественного омбудсмена по государственным закупкам. Большую работу в изучении вопроса госзакупок, взаимодействия с органами ФАС организация «Национальная ассоциация институтов закупок». После учреждения этой должности общественный омбудсмен по закупкам получил немало обращений. В основном это жалобы на действия государственных и муниципальных заказчиков при размещении заказа или проведении торгов».

Смотрите также: