Музею-заповеднику Лермонтова – 40 лет

Музей Лермонтова в Пятигорске нередко называют главным музеем Северного Кавказа. Он был создан более века назад, а в мае 1973-го получил статус Государственного музея-заповедника.

   
   

Золотой век

 Тогда в музее и появился новый отдел – «Лермонтов в изобразительном искусстве». Он расположился на территории усадьбы в домике XIX века, отреставрированном и воссозданном в том виде, в котором существовал при Михаиле Юрьевиче.

Кстати:
Михаил Врубель и Валентин Серов («отец» знаменитой «Девочки с персиками») дружили. И оба иллюстрировали Лермонтова. Своей страстной увлечённостью «Демоном» Врубель заразил и Серова. В коллекции музея есть набросок Серова «Демон у стен монастыря». Искусствоведы отмечают явное влияние Врубеля в рисунках Серова, даже в иллюстрациях к «Герою нашего времени».

 

Александра Коваленко. Фото: Елена Евдокимова

 

– То был «золотой век» музея, его директор Павел Евдокимович Селигей, великий труженик и преданнейший музейному делу и памяти Лермонтова человек, собрал крепкую команду единомышленников, занимался подготовкой профессионалов и вывел «Домик Лермонтова» на новую орбиту, – вспоминает учёный секретарь Ессентукского краеведческого музея Александра Коваленко, более 40 лет проработавшая в музее Лермонтова.

 В залах – предметы той эпохи, личные вещи Лермонтова и его рисунки. Поэт был великолепным рисовальщиком, кавказские пейзажи его кисти сродни его строкам, где сплетаются струи сестёр Арагвы и Куры, где «злой чечен ползёт на берег», а тихий городок у Машука ещё чист и уютен.

 В коллекции музея несколько работ поэта, «Крестовая гора» – одна из лучших живописных – в музее с 1970-х. Перед отъездом во вторую кавказскую ссылку в 1840-м году Мишель вручил её другу Одоевскому. Позже тот записал на обороте: картина подарена покойным Лермонтовым, а изображена на ней Крестовая гора, у подножия которой поэт был убит. На самом деле от Крестовой до горы Машук, где стрелялся на дуэли Михаил Юрьевич, сотни километров. В конце 19 века картина попала к одному из первых биографов Лермонтова, затем следы её теряются и обнаруживаются в 1930-е во Франции. В 1960-х от владельца – знаменитого танцовщика и балетмейстера Сержа Лифаря, жившего в Париже, картина переходит в Главное архивное управление при совете министров СССР. Затем – в музей Лермонтова.

   
   
Справка:

 100 лет назад один из первых попечителей музея Дмитрий Павлов ставил задачу собирать всё, что связано с именем поэта, что и исполнялось на протяжении десятилетий. В 1930-х создать экспозицию кавказского музея Лермонтова поручили директору знаменитого Абрамцевского музея под Москвой Николаю Пахомову. В итоге сложилась долгая дружба, продлившаяся до конца дней Пахомова. Благодаря его стараниям в музей попали уникальные работы выдающихся русских художников, в том числе Валентина Серова и Леонида Пастернака.

«Вдруг приходила телеграмма от Николая Павловича – встречать поезд Москва-Кисловодск. Мы шли на вокзал, где проводница выдавала нам пакет», – из неизданных воспоминаний замдиректора музея Олега Попова.

 С посылкой шли пешком до музея – поезд прибывал поздно и транспорта уже не было. В музее с трепетом вскрывали пакет и обнаруживали великолепный рисунок Серова: Бэла, укутанная в покрывало, испуганно забившись в угол, не смотрит – пуглива, как серна или – печально глядящий на наше поколение сам Михаил Юрьевич.

 Так Пахомов переслал музею несколько рисунков, специально сделанных к отдельному двухтомному собранию сочинений Лермонтова, изданному в 1891 году к 50-летию со дня смерти поэта. Издание это искусствоведы подчас ругают за «многоголосие стилей» – оно проиллюстрировано разными художниками, у каждого свой почерк, своя манера. Но каждая работа – шедевр. Как рисунок Леонида Пастернака к стихотворению Лермонтова «Дума» («Печально я гляжу на наше поколенье»). Поэт на иллюстрации расположился за столом, тем самым, что выставлен в экспозиции музея.

– Почти детективная история связана с рисунком Михаила Врубеля. Когда в начале 1970-х пришло известие, что в Москве продаётся эскиз к «Демону», в музее была паника – конец года, денег на покупку такой работы нет. Что значит имя Врубеля для лермонтоведов, отдельная тема, – говорит Коваленко.

 Служившая тогда главным хранителем Изабелла Габриэлянц отправилась уговаривать владельцев подождать, не продавать рисунок. Ей заявили: мазню, мол, порвать да выбросить, но деньги очень нужны. Музейщица отправилась в Минкультуры РСФСР, требуемую сумму выделили и эскиз к «Демону поверженному» прибыл на Кавказ. Чем он уникален? Врубель много раз мучительно переписывал картину, и на этом эскизе он нашёл положение тела Демона, разбившегося об острые скалы, но здесь он страдающий, нет ещё того гневного выражения, что живёт на полотне.

Подлинники – в архив

– В коллекции «Лермонтов в изобразительном искусстве» – только подлинные работы, – подчёркивает главный хранитель музея-заповедника Николай Маркелов. – Портреты Михаила Юрьевича, скульптуры, графика и иллюстрации к его произведениям.

 А «рисовали» лермонтовскую поэзию Илья Репин, Борис Кустодиев, Михаил Врубель, Валентин Серов, Леонид Пастернак (живописец и график, отец поэта и писателя Бориса Пастернака), Владимир Ветрогонский, Ирина Шаховская и ещё с десяток классиков русского и советского искусства. Сегодня собрание пополняют работы современных авторов – дочери Ирины Шаховской, Сергея Филенко, чьи акварели признаны одними из самых лучших иллюстраций Лермонтова. И выставляются они наряду с творениями мастеров кисти XIX века.

 – Рисунок Репина у нас единственный – к стихотворению «Пророк», а вот кустодиевских – целая серия, около 10 иллюстраций к «Песне про купца Калашникова», – рассказывает Маркелов, – но подлинные работы мы вынуждены сегодня заменять на качественные копии, дабы сохранить уникальные рисунки и полотна, чуткие к воздействию времени и окружающей среды.

Смотрите также: