Выедут на новых шасси? «Чеченавто» готовится к перезапуску в июле

Пока завод в Аргуне стоит. © / "Чеченавто"

Единственный действующий автозавод в СКФО - «Чеченавто», собирающий «Лады Гранты», - намерен вернуться к нормальному режиму работы в июле. Два других завода - банкроты. Stav.aif.ru изучил перспективы отрасли.

   
   

Встали из-за комплектующих

Проблемы с выпуском автомобилей на «Чеченавто» в городе Аргун начались ещё во время пандемии, когда во всём мире возник дефицит чипов - их стали активно раскупать для потребительской электроники, обеспечивавшей связь во время самоизоляции. В машинах без чипов не может работать ABS - антиблокировочная система для тормозов.

«Автоваз» получал системы в ограниченном количестве, и часть отгружал нам. Работали мы ни шатко ни валко. А в марте, когда в отношении России начали вводить санкции, компания Bosch вообще отказалась поставлять ABS в Россию. Мы окончательно встали», - рассказал замдиректора завода Руслан Абуев.

Сейчас тольяттинский завод переориентируется на других поставщиков комплектующих. В мае на аргунский завод поступило около 100 антиблокировочных систем, и он неделю поработал, но теперь снова стоит.

Планируется, что в июле предприятие вслед за «Автовазом» перейдёт на сборку упрощённых моделей, без ABS. Задачу усложняет тот факт, что в Аргун заранее были завезены кузова под обычные «Лады Гранты», и теперь их нужно переделывать.

Есть и другие варианты восстановления производства. Минпромторг России готовит меры поддержки автопрома, которые позволят чеченскому заводу провести модернизацию - установить конвейерные линии под шасси другого размера и расширить модельный ряд. 25 июня на промышленной выставке в Грозном побывал министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров и пообещал помочь автопроизводителям.

Новый конвейер не нужен

Завод планирует начать сотрудничество с другими автогигантами - белорусским МАЗом и российским ГАЗом.

   
   

«Мы вышли на группу «ГАЗ» в Нижнем Новгороде, и в июле планируем начать сборку «газелей», - сообщил Руслан Абуев.

Соглашение между Чечнёй и нижегородским автозаводом уже подписано. Речь идёт о производстве «газель «Некст», «Газель Бизнес», «Газон Некст», которое может начаться уже в осенью. Конвейерные линии для этого устанавливать не придётся - в республику будут поставлять сборочные комплекты.

С представителями МАЗа обсуждалась возможность выпуска спецавтотехники, например кранов или будок-вахт. Их тоже можно собирать из крупных деталей, устанавливаемых на шасси, без спецстанков.

Перспективы ищут и за границей. К заводу присматриваются китайцы, посол Ирана в России обещает наладить связи с иранскими производителями запчастей.

Для Чечни восстановление производства на заводе - вопрос не только экономический, но и социальный. Предприятие было создано 14 лет назад в небольшом райцентре и обеспечило работой молодёжь окрестных сёл. На нём трудятся более 200 человек, за каждым из которых стоит большая семья, то есть он «кормит» не меньше тысячи жителей.
Сейчас сотрудники находятся в отпуске без содержания.

По словам Руслана Абуева, если в разгар пандемии спрос на автомобили упал, то с прошлого года уверенно растёт, что связано с дефицитом машин на российском рынке.

«Производство машин в России, по некоторым оценкам, упало на 83%, - говорит он. - Было много комплектующих импортного производства, а сейчас логистические цепочки нарушены, нужно организовать импортозамещение. Планируется восстановить российские предприятия, которые были уничтожены глобализацией. К слову, на российском рынке сейчас много незаводских запчастей. То есть производство есть, просто не под контролем «Автоваза». Возможно, их теперь сертифицируют и лицензируют, чтобы качество соответствовало технической документации».


Между тем

Два других автозавода на Северном Кавказе были созданы Хаджи-Муратом Деревым, братом сенатора Вячеслава Дерева, но оба обанкротились.

Завод в Черкесске работал с 2002 года и выпускал сначала оригинальные машины Derways Cowboy, а потом перешёл на китайские модели Derways Shuttle, Aurora, Land Crown и другие. Но в 2015 году спрос на них упал, производство сократилось и в 2018 году совсем остановилось.

В 2020 году УФСБ по Карачаево-Черкесии объявило Хаджи-Мурата в розыск по делу о мошенничестве, связанном с невозвратом крупных банковских кредитов. По данным СМИ, речь шла о 15 миллиардах рублей. На предприятии идёт конкурсное производство. В апреле заводской комплекс в Черкесске площадью 225 тыс. кв. м пытались продать с аукциона за 1,34 млрд рублей. Покупателей не нашлось.

Конкурсный управляющий назначен и на автозаводе Дерева «Ставрополь авто», построенном между краевым центром и Михайловском. Он проработал лишь один год и выпустил пару тысяч автомобилей DW Hower, а потом обанкротился. Его тоже продают с молотка.

Между тем в ставропольских судах рассматривается дело о мошенничестве с субсидиями, выделенными на строительство «Ставрополь Авто», и возмещением налога на добавленную стоимость. Речь идёт о незаконном обогащении руководства предприятия на 662 миллиона рублей. Один из членов преступной группы 30 мая был признан судом виновным и получил пятилетний условный срок со штрафом 1 млн рублей. Прокуратура оспорила приговор, посчитав его слишком мягким. Расследование дела в отношении сообщников продолжается.