Борис Салмаксов: "Дела у нас штучные"

   
   

В сентябре 2007 года было создано Главное Следственное Управление Следственного Комитета при Прокуратуре РФ по ЮФО. Новую структуру возглавил государственный советник юстиции 3-го класса Борис Салмаксов. В следственных органах он свыше 30 лет, работал в разных регионах страны - от Забайкалья до Санкт-Петербурга.

- Борис Иванович, по поводу создания Следственного Комитета разговоры велись несколько лет, были аргументы и за, и против. Как проходит его становление?

- Мы "отпочковались" от Генпрокуратуры, но остались при этой структуре. В результате разделения прокуратура обрела более свойственные ей надзорные функции, функции следственные - в нашей юрисдикции. Прокурорский надзор за следствием усилился, стал более принципиальным. Становление комитета прошло успешно. Об этом свидетельствуют показатели - ни качество, ни количество расследуемых дел мы не снизили.

- Как вы охарактеризуете специфику работы в Южном округе?

- Несколько лет назад ее определяли дела в основном террористической направленности. Сегодня в Чеченской Республике обстановка стабилизировалась. Часть бандитов была выдавлена. Они двинулись в Дагестан, Ингушетию. Но их действия в основном носят не террористический, а бандитский характер. Террористы пытались запугать людей своими жестокими действиями, выдвигали какие-то требования. Сегодня требования не выдвигаются. Бандиты в Ингушетии, например, ведут охоту за работниками правоохранительных органов, военнослужащими. Стреляют в людей разных национальностей.

- Когда на этих территориях станет безопасно?

- Мы перестраиваемся для работы в существующих реалиях. Создается постоянно действующая следственно-оперативная бригада, достаточно мощная. Она будет базироваться в Ингушетии и входить в наш главк. Там успешно борются с преступностью на бытовой почве. Затруднение вызывает расследование дел, совершенных организованными бандгруппами. Но мы уверены, что наши совместные действия позволят сделать прорыв в этом направлении. В этих регионах нет фронта борьбы, что ранее имело место в Чечне. Это отдельные бандитские группы, которые передвигаются на машинах. И если они не сдаются, их будут уничтожать. Это дело времени...

- Громкие задержания больших чиновников дают повод надеяться, что брать взятки станут реже. Но все равно берут. На всех уровнях. О борьбе с коррупцией говорят много, но изменится ли ситуация?

- Закон никогда не делал исключения ни для кого. Вопрос в том, как сработают те или иные оперативные службы. Но очень много зависит и от самих людей, от их отношения к взяточничеству. Мздоимство-то имеет две стороны - берущую и дающую. Когда правосознание последней будет таково, что давать нельзя, тогда многое изменится. В ситуации, когда взятку вымогают, - заявлять. Сразу, без промедления. Но, заметьте, результаты различных опросов показывают, что люди не будут заявлять, если такой факт имел место. Особенно если чиновник или любой другой взяточник выполнил то, на что рассчитывал дающий...

- Какие дела на повестке дня следственного управления?

- Возбуждено уголовное дело по фальшивомонетчикам. Многомесячная операция проводилась Главным управлением МВД по ЮФО. Мы скоординировали действия и сработали успешно. Оперативники под видом клиентов "закупили" свыше миллиона рублей. После последней закупки материалы были переданы нам, так как в числе причастных к делу лиц оказались сотрудники милиции. Фальшивки, причем очень высокого качества, изготавливались в Дагестане. Продавали тысячерублевые купюры вполцены. Сбывали подделки в Ростовской области, не исключено, что и на других территориях ЮФО. Сеть была широкая, задержаны уже 8 человек, все они взяты под стражу.

Мы продолжаем расследовать дело о нападении на Буденновск. С помощью оперативных служб, в частности ФСБ, разыскиваем причастных к нападению, в настоящее время два человека привлечены к уголовной ответственности, в ближайшее время дело будет передано в суд. Продолжаем расследование нападения на Назрань. Закончено, как вы знаете, дело о нападении на Нальчик, где 59 человек привлечены к ответственности. Вместе с тем большое количество причастных к этому нападению лиц находится в розыске.

Дела у нас штучные. Здесь огромный объем расследования. Так, нальчикское дело включает 1336 (!) томов, 48 тысяч вещественных доказательств. И если мы направляем дело в суд, значит твердо убеждены в виновности и ждем обвинительного заключения.

Смотрите также: