Глобальное подорожание

   
   

Значительный скачок цен на продукты первой необходимости, ощутимо ударивший по карману и сознанию большей части населения России, для многих стал полной неожиданностью, вызвав в некоторых регионах кроме непонимания и озлобленности, еще и небывалый с советских времен ажиотаж у продуктовых полок.

Волна, которая подняла на свой гребень цены на молочную продукцию, подсолнечное масло, мясо, хлеб и другие продукты, не обошла стороной и богатое в продовольственном отношении Ставрополье.

Цены под разными углами зрения

По данным Ставропольстата, в крае за последний месяц существенно подорожали подсолнечное масло - на 32%, масло сливочное, молоко и молочная продукция на 10,2-10,9%. Продолжила свой рост цена на хлеб - 5,3-7,0%. Из мяса больше всего подорожало куриное - на 6,5%, меньше всего говядина и баранина - на 1,3%. В целом цены на продовольственные товары в сравнении с предыдущим месяцем поднялись на 2,3%.

Но если не учитывать плодоовощную продукцию, которая осенью традиционно дешевеет, то эта цифра значительно выше - 3,9%.

Статистика, как известно, знает все, но цифры отображают лишь тенденцию. И чтобы осознать реальное положение дел, нужно просто отправиться за покупками. Так, на днях я зашел в продуктовый магазин, чтобы купить подсолнечного масла. Литр стоит 58 рублей. Месяц назад в этом же магазине я брал такое же масло за 32 рубля. Путем несложных расчетов получаем подорожание на 81,25%. Вот такая жизненная арифметика.

Говоря о причинах столь резкого скачка цен, официальные источники ссылаются на тенденции мирового рынка, где сельхозпродукция за последнее время существенно подорожала. Именно такое объяснение сложившейся ситуации дала министр экономразвития и торговли Эльвира Набиуллина Владимиру Путину на состоявшемся в понедельник еженедельном совещании президента с правительством.

Конечно же, нет повода не верить столь высокопоставленным должностным лицам. Но мы решили провести собственное расследование и обратились к кандидату экономических наук Евгению Величко. Являясь индивидуальным предпринимателем, он прекрасно знаком с законами рынка на практике.

В чем причина?

- Факторов, влияющих на рост цен в России, на самом деле очень много, - говорит Евгений Михайлович. - И, естественно, они не ограничиваются влиянием мирового рынка. Есть много особенностей, присущих именно нашей экономике. Например, монополизация рынка. В руках наших монополистов основные виды энергоносителей. Соответственно, они могут диктовать любые цены, а это влечет за собой закономерное подорожание практически всего остального.

Чтобы уловить суть других факторов, надо элементарно дать понятие цены. Как гласит наука, цена имеет три составляющих: себестоимость, затраты на реализацию, приобретение, хранение и предполагаемая прибыль. Себестоимость и прибыль более-менее постоянны. А вот затраты зависят от многого: зарплата, налоги и та коррупция, которая сегодня процветает. Ее, естественным образом, продавец склонен компенсировать за счет конечного потребителя.

Еще одним фактором, влияющим на рост цен, Евгений Михайлович называет человеческую психологию. Когда у любого производителя, как и рядового гражданина, нет уверенности в завтрашнем дне, возникает острое желание "урвать" сегодня, потому что завтра, возможно, ничего не получится. Производитель уверен в своей прибыли на далекую перспективу лишь в условиях динамично развивающегося рынка, в условиях стабильности. И рынок в этом случае весьма чувствительный индикатор.

"Климатические" условия

Сегодня все чаще можно слышать возгласы о необходимости возвращения к госрегулированию цен на продукты питания. Говорят об этом и коммунисты, и некоторые губернаторы. Конечно, это крайность, к тому же не решающая саму проблему, а только маскирующая внешние ее проявления. Куда логичнее было бы взять под контроль цены на основные ресурсы, от которых в немалой степени зависит себестоимость конечной продукции. Причем на Западе такой способ предупреждения кризисов и нормализации экономического климата является довольно распространенным. К тому же, в развитых странах мягко контролируется количество игроков на локальных рынках, чтобы не допустить как их переизбытка, так и недостатка. Ведь и то, и другое ведет к монополизации, а значит, к взвинчиванию цен. Сегодня же мы имеем дело с другой крайностью - так называемым "диким рынком". Правила игры размыты, субъекты рынка предоставлены сами себе, а государство сконцентрировано на контроле над денежными потоками и на создании так называемых "госкорпораций".

Во всех развитых странах порядка 70% ВВП приходится на долю малого и среднего бизнеса. Причем для человека, решившего открыть свое дело, создан режим наибольшего благоприятствования. В нашей стране ситуация несколько иная. На сегодняшний день у нас 5 миллионов работоспособных людей - безработные, живущие на дотации государства. Если дать им возможность проявить себя в малом бизнесе, они не только смогут сами себя обеспечивать, но будут давать определенный объем товаров и услуг. К сожалению, у нас нет долгосрочной государственной политики, направленной на развитие малого и среднего бизнеса, более того, этот бизнес сейчас находится под мощным прессом региональных чиновников, что сложно назвать хорошими условиями для развития. И это, несомненно, является еще одним фактором нестабильности.

Смотрите также: