Примерное время чтения: 6 минут
487

Водителю не переводить! На Ставрополье воюют с маршрутками без терминалов

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 39. АиФ-СК 27/09/2023
 В городах терминалы стоят в автобусах, но не всегда работают, а сёлах пассажиров обслуживают кондукторы с сумочкой.
В городах терминалы стоят в автобусах, но не всегда работают, а сёлах пассажиров обслуживают кондукторы с сумочкой. / Светлана Болотникова / АиФ

Пассажиры общественного транспорта в Ставропольском крае стали жаловаться на отсутствие терминалов для безналичной оплаты проезда. Водители выходят из неловкого положения просто – требуют переводить деньги по номеру, а отказавшимся делать перевод грубят.

Общественники в таком случае предлагают не платить за проезд, ссылаясь на закон о защите прав потребителей. Кто прав, водители или пассажиры, разбирался «АиФ-СК».

Высадил школьника на трассе

Резонансный случай произошёл на Ставрополье в августе этого года. Водитель городского автобуса в станице Ессентукской высадил школьника на трассе за просьбу перевести деньги онлайн. Наличных у подростка не оказалось, а у шофёра не было терминала для оплаты картой. Начальник транспортной компании потом лично извинялся перед семьёй мальчика за отсутствие у пожилого водителя вежливости и навыков онлайн-оплаты.

В курортных городах, куда приезжает отдыхать вся Россия, терминалы тоже есть далеко не везде. Оплата картой доступна только в крупных автобусах и пятигорских трамваях. Пассажиры просто переводят деньги водителю по номеру телефона. Даже в краевой столице люди нередко оказываются в ситуации, когда готовы оплатить проезд, но наличных нет. В ответ водители маршрутных автобусов то отказываются выпускать из транспорта, пока им не сделают перевод, то грубо объясняют, что не обязаны ставить терминалы. Доходит до конфликтов.

Пассажиры не согласны с таким положением дел и пишут жалобы в общественную организацию «Народный фронт». Активисты их защищают, так как по ст. 16.1 ФЗ РФ «О защите прав потребителей» перевозчик должен обеспечить оплату проезда способом, удобным для пассажира.

«Если водитель предлагает провести оплату через номер телефона на его личный счёт – это считается нарушением не только закона о защите прав потребителей,  но и Налогового кодекса. В таком случае ехать можно бесплатно», – заявляют эксперты краевого ОНФ.

Останемся без транспорта

Общественники собрали за круглым столом представителей власти и надзорных органов. Решали, можно ли найти управу на нерадивых перевозчиков.

По словам замминистра миндора и транспорта края Дениса Янакова, только в Ставрополе без терминалов работают больше 150 автобусов на десяти маршрутах. Это значительная часть городских автобусов. Они принадлежат индивидуальным предпринимателям. Всё, что может сделать ведомство, – выдать им предостережение. За восемь месяцев таких бумаг оформлено свыше 500. Более жёстких санкций не предусмотрено.

«Это профилактические меры, результат от которых 50 на 50, – пояснил замминистра. – Всё зависит от добросовестности исполнителей на маршрутах».

Решать в судебном порядке такие вопросы  – значит подвергать пассажиров ещё большим неудобствам. Перевозчика снимут с маршрута – аннулируют свидетельство или лишат права вести предпринимательскую деятельность. Нового надо будет искать от двух месяцев до 180 дней. Столько будет идти и конкурс. Всё это время обслуживать городские маршруты будет некому, и город лишится как минимум 50 автобусов. На такие шаги в министерстве не пойдут.

Чтобы привлекать предпринимателей к административной ответственности за отсутствие терминалом, нужна воля прокуратуры. А ей требуются веские основания, вроде «угрозы причинению вреда здоровью» пассажиров. Проводить регулярные рейды, выписывать штрафы за определённые нарушения может и Ространснадзор, но на это тоже потребуется согласование с прокуратурой.

Перевод – сокрытие доходов

Перевозчика можно привлечь за отсутствие терминала для безналичной оплаты проезда только в том случае, если в карте маршрута прописано наличие этого аппарата в транспорте. У простых товариществ, в которые объединяются ИП, терминалы в документе не указаны. Значит ли это, что такие перевозчики не обязаны подчиняться Закону «О защите прав потребителей»?

Как уточнил представитель налоговой службы, закон предъявляет такое требование только к тем владельцам общественного транспорта, которые заработали не менее 20 млн рублей за прошлый отчётный год. Но такие предприниматели часто работают по льготной патентной системе налогообложения. Значит, о прибыли не отчитываются. А если большая часть оплат проходит переводами на личные счета, бюджет недополучает огромные деньги и реальные доходы перевозчиков оказываются в тени, считают общественники.

Ответ на вопрос о терминалах по-прежнему остаётся открытым. С одной стороны, необходимо обновить законодательную базу и убрать противоречия между правовыми актами. С другой –  ответственнее должны быть и пассажиры, и водители.

Тем не менее в Ставрополе есть примеры, когда комфорт пассажиров ставят выше своих интересов. Руководитель одной из транспортных компаний ввела на своих маршрутах правило: нет терминала или он не работает – проезд бесплатный. Есть приятный бонус – безналичная оплата на этих маршрутах стоит немного дешевле.


Комментарий

Руководитель исполкома Народного фронта в Ставропольском крае Ольга Гладких:

«Проблема отсутствия терминалов для оплаты может показаться не такой уж критичной, особенно если учесть, что качество городского транспорта заметно изменилось в лучшую сторону. Но если посмотреть на это шире, то оказывается, что решения правительства и президента страны по улучшению качества жизни граждан работают только в Москве. А люди, живущие в регионах, либо чувствуют себя пораженными в правах, либо считают, что руководство страны их обманывает и его решения носят декларативной характер. На самом деле инициативы федерального руководства иногда плохо исполняются на местах».


Официально

В марте 2024 года в Ставропольском крае заработают два важных документа: региональный стандарт требований к общественному транспорту и стратегия по развитию транспортного комплекса. В стандарте будут прописаны все требования к общественному транспорту: терминалы, кондиционеры, отопление и проч. За его нарушение миндор сможет штрафовать перевозчиков. Сейчас законопроект проходит согласование на федеральном уровне.

В первом полугодии 2024 года край получит долгожданные 45 низкопольных троллейбусов. Власти региона намерены с их помощью закрыть потребность в транспорте на северо-западе и юге Ставрополя.

По казначейскому кредиту в край поступят 204 автобуса. Весь новый транспорт будет соответствовать региональному стандарту.


А как у них

В Северной Осетии оплачивать поездку картой можно в 70 автобусах. В столице республики только на пяти из 42 маршрутов внедряли терминалы и только на трёх они реально работали - №13, №27 и №57. Однако в сентябре Владикавказ получил 28 новых автобусов и пообещал оснастить их валидаторами.

«Прежде чем требовать что-то от частных перевозчиков, мы на своём примере должны показать, что у нас работает система безналичной оплаты. Мы живем в XXI веке, и у людей должна быть альтернатива, каким способом платить за проезд», — заявлял местным СМИ руководитель управления транспорта администрации Владикавказа Борис Дзитоев.

В Грозном терминалы тоже действуют именно в городских автобусах, причём с 1 сентября платить картой системы «Мир» стало на шесть рублей дешевле, чем наличными.

Также, по словам министра  транспорта и связи Чечни Рамзана Черхигова, возобновлена акция «бесплатный проезд за пятёрку». Школьник может показать свежую отличную оценку в дневнике и не платить.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах