Миндор Ставрополья через полгода сделает пять нерегулируемых маршрутов в краевом центре регулируемыми и заменит малогабаритный транспорт на автобусы средней вместимости. Такая же реформа планируется и в Нальчике. Подробности - в материале «АиФ-СК».
Защитят от роста цен?
Маршруты 10, 12, 13, 15 и 46 в Ставрополе с первого апреля будет обслуживать один перевозчик, тарифы на них станут регулируемыми, а вместо маленьких «газелей» и Mercedes будет ходить не менее 135 автобусов среднего класса, вмещающих до 60 пассажиров. Дубли этих маршрутов с буквой м будут закрыты. Интервал движения составит 4-10 минут в часы пик, рейсы будут начинаться с 6.00 и заканчиваться в 22.30-23.00.
Как объяснили в миндоре региона, реформа преследует две главные цели: сделать проезд комфортнее и не допустить необоснованного роста стоимости проезда.
«Решение принималось после обследования пассажиропотока на основе рекомендаций по оптимизации маршрутной сети, - сообщает замминистра Борис Борисов. - Речь о передаче муниципальных маршрутов какому-либо определённому единому перевозчику не идёт. Все желающие смогут участвовать в конкурсе».
Что делать теперь предпринимателям с купленными в лизинг маленькими маршрутками, власти не знают и просят перевозчиков внести свои предложения.
«Возить будет некому»
Владельцы микроавтобусов планами властей недовольны. «Я согласен, что число маршруток надо уменьшить на 50%, - говорит предприниматель-водитель Александр. - Но большие автобусы нашему городу не нужны. Мы их покупку и обслуживание не потянем».
«ПАЗ Вектор Некст», по его словам, стоит около 5 млн руб. Если взять в лизинг, ежемесячно нужно платить по 110 тысяч в месяц.
«Проще бросить этот бизнес. У нас ведь уже закрылись 1, 2, 30, 39, 33 маршруты. Невыгодно стало ездить по ним. Скоро возить людей будет некому. Останутся только крупные перевозчики. Но будет ли у них окупаемость? - сомневается Александр. - У меня автомобиль на пропане. 60% того, что зарабатываю за день, уходит на топливо. А ещё я должен платить налоги, установить тахограф, ГЛОНАСС, кассовый аппарат, за обслуживание которого банк берёт 3,3%. Жить-то на что? Почему я должен платить, если это налоговой надо знать, сколько я зарабатываю? Мы дотации за новшества, которые нужны государству, не получаем».
По мнению водителя, минтрансу ни к чему равняться на города-миллионники, где проезд стоит минимум 50 рублей. В Ставрополе поездка стоит 25 рублей, а расходы на топливо и запчасти такие же, как в Москве и Петербурге.
По словам представителя Общественной палаты Ставрополья Юрия Фунды, пассажирские перевозки в городе и не должны быть коммерческой сферой. «Общественный транспорт - это не способ зарабатывания денег, а социальная ответственность муниципалитета, - объясняет он. - Власти должны обеспечить людей доступным, безопасным, комфортным общественным транспортом. В Люксембурге он вообще бесплатный, как и в Эстонии для жителей муниципалитета».
Сейчас, по его словам, минтранс предлагает сделать регулируемыми прибыльные маршруты. Но больше всего проблем на других, неприбыльных. Например, на конечной остановке маршрутки 9д люди по утрам не могут уехать - не хватает транспорта, а до Объездной, где есть и другие маршруты, идти около километра.
В Ставрополе, как говорит Юрий Фунда, власти уже как минимум пять лет не выделяют средств на развитие общественного транспорта. Единственное, что делается, - это санация троллейбусного парка, которому из краевого бюджета дают субсидии на погашение долгов. А надо бы выделить деньги на разработку КСОТ - комплексной схемы организации транспортного обслуживания населения. Без неё работу общественного транспорта не наладить, даже если власти исполнят обещание полугодовой давности и завезут в город новые троллейбусы и автобусы большой вместимости.
Между тем
Исполняющий обязанности руководителя департамента развития Нальчика Казбек Бейтуганов:
«С нового года в столице КБР идёт реформа общественного транспорта. Замена маршруток на автобусы большой вместимости будет одним из её последних этапов. Мы планируем поменять всю систему пассажироперевозок, чтобы у нас были регулируемые тарифы, чистые и исправные автобусы, понятная маршрутная сеть и удобный график движения. Для этого мы заключили контракт на разработку КСОТ. Специалисты из Высшей школы экономики проводят исследования пассажиропотока, рассчитывают, какие маршруты и в каком количестве нам нужны, сколько требуется единиц транспорта, сколько людей на них будет ездить.
Поменяются и взаимоотношения с перевозчиками. Сейчас они работают в «тени», нет кассовых аппаратов. Терминалы безналичной оплаты установлены только в муниципальном транспорте, в котором, кстати, мы сейчас внедряем московскую билетную систему «Тройка».
Механизм закупки автобусов может быть разным. Либо мы получаем финансирование в институте развития и разом замещаем маршрутки на муниципальный транспорт, как это сделали в Твери, либо создаём совместное предприятие с частниками, и они берут технику в лизинг, как в Перми. Изучаем опыт других регионов, чтобы внедрить лучшие практики».