Ставрополь занял 72-е место в рейтинге по качеству работы общественного транспорта. В исследовании участвовали 76 российских городов. Почему краевой центр оказался в самом хвосте и планируется ли как-то исправлять ситуацию, выяснял «АиФ-СК».
Рейтинг составляли эксперты компании Simetra из Санкт-Петербурга. В своём исследовании они оценивали работу общественного транспорта по нескольким критериям. В первую очередь обращали внимание на физическую доступность остановок (их близость к местам проживания людей), стоимость проезда и её соотношение с доходами населения. Изучали также эффективность транспортной сети, комфорт и удобство машин, тарифную систему и функциональность транспортной карты. Учитывали потенциальные риски использования общественного транспорта для пассажиров и экологические показатели. В итоге - пятое место с конца.
Прибыли ждать не стоит
Ставропольцев, которые регулярно пользуются общественным транспортом в краевой столице, такой низкой оценкой не удивить. В редакцию «АиФ-СК» постоянно поступают жалобы на работу маршруток, троллейбусов и автобусов. Ходят хаотично, сбиваясь с графика, вечером из некоторых районов города трудно уехать. Маршрутчики иногда устраивают настоящие гонки, нарушают ПДД, подвергая опасности пассажиров.
«Система общественного транспорта в Ставрополе построена на том, что никто ни за что не отвечает. Всё в руках частных перевозчиков и город фактически снял с себя ответственность за эту сферу, - говорит эксперт АНО «Города за здравый смысл» Андрей Черняков. - В начале нулевых в городе запустили огромное количество маршруток. В администрации ни тогда, ни сейчас никто не знал реальное количество подвижного состава на маршрутах. Никакого контроля не было и нет. Чтобы подсчитать точное количество общественного транспорта, который выходит на улицы Ставрополя, на каждую единицу техники нужно устанавливать тахографы и GPS-трекеры. Ощущается нехватка специалистов в области регулирования работы общественного транспорта».
Общественник убеждён, что водителей надо учить не только Правилам дорожного движения, но и культуре обслуживания, чтобы не возникало конфликтов, потому что иногда пассажиры сталкиваются с неприкрытым хамством. Были случаи, когда маршрутчики просто выталкивали людей из транспорта из-за пустяков.
«Некоторые чиновники утверждают, что общественный транспорт должен быть прибыльным. Нет, не должен, - убеждён Черняков. - Это такое же обязательство городских, а сейчас уже краевых властей, как сфера образования, здравоохранения, безопасности и правопорядка. Мы же от них прибыль не считаем. В городах Европы и США общественный транспорт всегда финансировался за счёт дотаций».
Отвечают только за остановки
«Чтобы решить проблему пассажирского транспорта, а возможно, и пробок, нужно поменять маршрутную сеть в городе. К примеру, в Кисловодске и других городах КМВ грамотно выстроена маршрутная сеть. Там маршруты не дублируют друг друга, и транспортные средства обновляются в срок. В Ставрополе много дублирующих друг друга маршрутов. Кроме того, нужно усиливать контроль за перевозчиками», - поделился мнением сотрудник Ространснадзора по Ставропольскому краю.
Общественники с этим согласны.
«Да, нужно менять маршрутную сеть. В Ставрополе сейчас многие маршруты общественного транспорта частично дублируются. Есть и несогласованные маршруты, на которых перевозчики работают нелегально, - говорит Андрей Черняков. - Нужно убрать маленькие маршрутки и заменить их автобусами. В больших городах общественный транспорт должен быть большой вместимости. Необходимо ввести магистральные маршруты с возможностью бесплатной пересадки. Во всех видах общественного транспорта должны действовать проездные билеты. Сейчас они есть только в троллейбусах».
По мнению общественника, проездные позволят зарабатывать автопредприятиям и дадут возможность для развития. Когда-то подобная система успешно действовала в муниципальных автобусах, но теперь городские власти не отвечают за пассажирский транспорт. С 1 января 2021 года за транспорт и перевозку пассажиров в Ставрополе отвечают краевые власти и региональное министерство транспорта и дорожного хозяйства.
Как сообщили корреспонденту «АиФ-Северный Кавказ» в комитете городского хозяйства, муниципалитет курирует только инфраструктуру, связанную с транспортом: остановки, дорожную разметку, знаки и светофоры и т.д., а также цифровые табло на остановках, где отражается график движения автобусов и троллейбусов.
Мимо кассы
Общественные организации в открытую говорят о том, что в сфере пассажирских перевозок много неучтённой наличности.
«Это огромный поток чёрного нала, который идёт мимо кассы. За год только в Ставрополе сумма неучтённых доходов по пассажироперевозкам составляет несколько миллиардов рублей», - делится данными Черняков.
Чтобы избежать встречи с представителями контролирующих органов, маршрутчики в дни проверок просто не выходят на линию. Из-за этого на остановках скапливаются пассажиры: люди не могут уехать - опаздывают на работу и учёбу. Подобные ситуации повторяются регулярно.
«Плата за проезд повышается. Но если вы увеличиваете тарифы, тогда и сервис предоставляйте качественный. Мало того, что водители гоняют, они ещё и хамят пассажирам. Бывает, «ГАЗели» до отказа забивают людьми, чтобы больше денег получить. Ни о чьей безопасности они не думают», - негодует житель краевой столицы Евгений.
Общественники, ссылаясь на данные ГИБДД, утверждают, что ежедневно на дороги города выходят сотни маршруток с неузаконенными конструктивными изменениями, нерабочими спидометрами и неисправными рулевыми системами. А сами водители не проходят медосвидетельствование, возят пассажиров без допусков к работе.
Официально
По информации ГИБДД по городу Ставрополю, за пять месяцев этого года зарегистрировано 15 ДТП с участием общественного транспорта. Один человек погиб и 21 получил травмы. Водители автобусов стали виновниками 10 автоаварий. На маршрутчиков составлено более 700 административных протоколов за различные правонарушения.
Выявлено 14 фактов эксплуатации транспортных средств, конструкция которых была изменена либо не соответствует требованиям безопасности. По всем вскрывшимся фактам нарушений в регистрационно-экзаменационное подразделение направлены материалы, чтобы снять машины с учёта.
В министерстве дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края сообщили, что по нацпроекту «Безопасные и качественные дороги» планируется обновление подвижного состава в троллейбусном парке Ставрополя.
Совместно с перевозчиками идёт работа по обновлению расписаний по муниципальным маршрутам Ставрополя, их собираются привести в соответствие с потребностями населения. В Ставрополе действует 70 маршрутов регулярных перевозок, из них шесть обслуживаются троллейбусами. Маршруты Ставрополя обслуживают более 1700 автобусов малого класса и около 50 автобусов среднего и большого класса.
Каждый день на линии выходит около 55 троллейбусов, 260 больших автобусов и 600 микроавтобусов.
Личный опыт
Жительница Черкесска Елена М.:
«Я всю жизнь живу в Черкесске. С общественным транспортом здесь всегда были проблемы. У нас частный сектор в центре города, но уехать на маршрутке или на троллейбусе невозможно. Они на нашу улицу Фурманова не ходят. Маршрутки ездят по соседней улице, но это происходит так редко, что смысла нет ждать. Я на работу на такси добираюсь. Средняя цена 45-60 рублей. Иногда пешком хожу.
Проезд в троллейбусе стоит18-20 рублей. Цена зависит от того, как платить - картой или наличными. Наличкой дороже. В маршрутке проезд стоит 25 рублей».
Комментарий
Руководитель регионального отделения ОНФ по Северной Осетии - Алании Клим Галиев:
«Мониторинг проводился по всей стране и во Владикавказе. Проверяли, выдаются ли билеты в автобусах, график движения пассажирского транспорта, износ машин. Эксперты оценивали, насколько транспорт безопасен и как часто обновляется и т.д. На маршрутах 77, 22 и 57, к примеру, недавно появились новые маршрутки. Автобусы тоже периодически обновляются.
Перемены назрели давно, поэтому вся логистическая схема по общественному транспорту в республиканской столице будет пересматриваться и меняться. Готовится конкурс, в котором определятся основные участники пассажироперевозок в городе.
В маршрутках Владикавказа отсутствует возможность оплаты проезда онлайн. Эту проблему решают. В порядке эксперимента на машинах на одном из маршрутов установили терминалы, но в основном все пока платят наличными».
Пассажироперевозки в городе у нас курирует региональный минтрас, но на уровне муниципалитета тоже есть контроль. Проводятся совместные рейды с Ространс-надзором и сотрудниками ГИБДД.
Владикавказ оказался на 75-м месте из 76 в рейтинге городов по качеству общественного транспорта. Замыкает рейтинг Астрахань».