Примерное время чтения: 7 минут
4262

Дерутся за место под Ларсом. У россиян сдают нервы перед границей с Грузией

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 33. Вода вливается в цены 14/08/2024
Уже две драки по пути к Верхнему Ларсу попали на видео.
Уже две драки по пути к Верхнему Ларсу попали на видео. / Telegram-канал «ЧП Владикавказ» / Кадр из видео

Ситуация на российско-грузинской границе накалилась до конфликтов между людьми: местный житель, пытавшийся объехать многокилометровую пробку, напал с кулаками на водителя, который сделал ему замечание. Туристы сутками ждут своей очереди, чтобы пересечь границу. Российская таможня списывает снижение пропускной способности пограничного пункта «Верхний Ларс» на ремонтные работы в Грузии. Что думают по этому поводу водители легковых автомобилей и перевозчики - выяснил «АиФ-СК».

Автохамы рулят?

Потасовку в очереди к многостороннему автомобильному пункту пропуска «Верхний Ларс» показали по федеральным телеканалам. После этого полиция задержала драчуна и выяснила, что стало причиной конфликта. Оказалось, 29-летний житель Владикавказа объезжал пробку по «встречке», а потом попытался втиснуться среди машин. Ему сделали замечание, а он в ответ пустил в ход кулаки и толкнул пожилого туриста на асфальт. Парня привлекли к ответственности за мелкое хулиганство и поместили в спецприёмник.

Но таких, как он, видимо, по дороге к Верхнему Ларсу немало.

«Проблема границы, в первую очередь, не в задержках со стороны Грузии, а в количестве машин, проезжающих без очереди, считайте, за час-два. За это вы платите своими часами стояния в пробке, – утверждает один из туристов в чате, посвящённом проблемам пересечения российско-грузинской границы. – Не стройте себе иллюзии, что, если сфотографировать нарушение на встречной полосе, то ГАИ обязательно наведёт порядок. В этом бизнесе крутятся миллиарды, и нет смысла искать помощи у силовиков в РСО. Аналогично и с идеями выйти толпой, сделать «живой щит»».

Полиция задержала драчуна, составила на него протокол и отправила в спецприёмник.
Полиция задержала драчуна, составила на него протокол и отправила в спецприёмник. Фото: МВД по Северной Осетии

Некоторые публикуют номера машин, водители которых предлагают за деньги объехать пробку. «Ночью местные шустрилы девять раз предлагали за 10 тысяч рублей сопроводить по «встречке» до Верхнего Ларса. Мы отказались. Ни ГАИ, ни камер видеонаблюдения», – возмущается ещё один путешественник.

«Зависит от Грузии»

Многие в чате распространяют контакты МВД и прокуратуры, призывая жаловаться на нарушителей ПДД.

В прокуратуре Северной Осетии «АиФ-СК» сообщили, что никакого вала заявлений по поводу ситуации на пути к границе нет. А в пресс-службе республиканского МВД заявили, что за порядком следят в обычном режиме.

«Вчера воду привезли, помогли водителям. Но Ларс не в нашей компетенции, а пограничной и таможенной службы», – ответили в ведомстве.

Северо-Кавказское таможенное управление, в свою очередь, сослалось на ремонт с грузинской стороны границы.

«Отмечается скопление грузового автотранспорта на территории Республики Северная Осетия – Алания. Это связано с замедлением работы сопредельного пункта пропуска «Казбеги» (Грузия), которое вызвало затруднение движения между пунктами пропуска. Работа таможенного органа на Верхнем Ларсе определяется текущей пропускной способностью с грузинской стороны», – говорится в сообщении ведомства.

Глава Северной Осетии Сергей Меняйло подписал распоряжение ограничить въезд в республику большегрузного транспорта, чтобы избежать скопления транспорта на дорогах, когда стоянки переполнены.

«Большегрузы не должны стоять, где попало, особенно транспорт с опасными грузами. Данное решение не касается пассажирского автотранспорта», – сказал Меняйло.

Люди дичают

К утру 8 августа пробка на КПП «Верхний Ларс», по данным Центра организации дорожного движения республики, выросла до 4,6 тыс. грузовых автомобилей. Очередь пытались сократить, введя онлайн-бронирование. Но в неё стали записываться «мёртвые души»: водители, которые передумали ехать или изменили маршрут. Поэтому власти республики отменили предварительную запись.

Сейчас грузовик регистрируют в электронной очереди, когда он уже приезжает к пункту контроля. Затем водитель загоняет машину на стоянку и следит за своим перемещением по электронной очереди. Как только попадает в «зелёную зону», то есть в число машин, которые таможня может пропустить за сутки, выезжает на дорогу.

Статистики по легковым машинам нет, но люди жалуются, что стоят в очереди сутками.

«Москва – Тбилиси. Выехали 5 августа в 22:00, встали, чуть не доехав до Нижнего Ларса в 00:30 6 августа. Выехали с грузового КПП 8 августа в 3:30», – делятся путешественники печальным опытом передвижения.

«Мы стали в пробку вчера в 17:30, сейчас до российской КПП километр остался, а дальше снова ждать сутки, выходит», – сетуют другие.

Местные жители удивляются терпению отпускников из центральной России.

«Люди с ума сходят, дичают. Очередь как будто не сдвигается ни туда, ни сюда, пробка на 20 километров. Многие лезут по «встречке». Зачем такой отдых? Я бы и полчаса не простоял в такой очереди, развернулся бы и уехал», – поделился с «АиФ» один из очевидцев.

Некоторые советуют летать в Грузию самолётом. Но, судя по репликам тех, кто выбрал такой путь, это удовольствие доступно немногим. Авиабилеты на двоих из Москвы в Батуми и обратно стоят примерно 125 тысяч рублей.

КОММЕНТАРИЙ

Заместитель генерального директора Ассоциации международных автомобильных перевозчиков Евгений Антипов:

«Каждое лето такая ситуация повторяется. Одна из причин – в период отпусков больше легкового автотранспорта, потому что люди едут на отдых в Грузию. К пункту пропуска легковой и грузовой транспорт движется по отдельным полосам, но на грузинской стороне – узкий тоннель, где как в бутылочное горлышко собираются легковые и грузовые автомобили. Нейтральную полосу тоже надо расширять.

Грузинская сторона сейчас заканчивает строительство лавинозащищённых тоннелей, то есть зимой снегопады и лавину не будут влиять на пропускную способность.

Плохо, что информацию о ремонтных работах не дают заранее. Позавчера на грузинской стороне меняли силовой кабель, но сообщили об этом поздно, скопилась очередь, у людей уже появились конспирологические версии возникновения пробки.

В самом пункте пропуска «Верхний Ларс» работает 39 полос, 28 из них, если не ошибаюсь, для легкового автотранспорта. Чисто теоретически наплыв легковых машин не должен влиять на пропуск грузовых. На сама деле в последние дни пропуск грузового автотранспорта сократился в разы. Позавчера проехали 130 автомобилей, вчера –160, за последние сутки – 270. А раньше пропускали 700 автомобилей. Таможенники, наверное, могли бы быстрее оформлять.

На мой взгляд, надо находить баланс между интересами и возможностями разных групп населения. Через Ларс проходит единственная дорога в Грузию, Армению. Это один из двух путей для проезда в Турцию. Поэтому для грузового сообщения он критически важен. Может быть, тем, кто едет на отдых, лучше выбрать авиатранспорт? Это позволило бы быстрее пропускать грузовые автомобили, что очень важно для товарооборота между странами, доставки грузов в установленные сроки, для снижения себестоимости перевозок и конечной цены для потребителей.

Сейчас в очереди 4690 грузовых автомобилей. При пропускной способности 270 в сутки получится по 20 дней простоя. Это недопустимо, ведь есть скоропортящиеся продукты, есть опасные грузы, которым нельзя долго находиться на жаре, например, сжиженный газ».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах