Очередь из 3 тысяч большегрузов на пути к КПП «Верхний Ларс» сковала не только Военно-Грузинскую дорогу, но и столицу Северной Осетии — Владикавказ — вместе с СНТ «Дружба». Местные жители оказались отрезаны от работы и дома, особенно в час пик. Из-за многотонных тягачей с полуприцепами страдает и городская инфраструктура.
Что происходит на границе России и Грузии и справится ли с транспортным коллапсом Росгранстрой, который уже с 1 октября возьмёт Верхний Ларс под свой контроль, разбирался «АиФ-СК».
Сутками томятся в салонах
Ещё 1 сентября в Северной Осетии насчитывалось 850 машин, направляющихся к государственной границе, но с каждым днём пробка разрасталась на сотни автомобилей, следует из статистики на сайте республиканского Центра организации дорожного движения (ЦОДД).
15 сентября, когда число фур на дорогах Осетии приблизилось к 2,5 тысячи, вице-премьер региона Ирбек Томаев заявил о плане ввести режим ЧС. Однако его так и не объявили.
К 26 сентября очереди на проезд ждут свыше 3 тысяч машин — и это только большегрузы, 30 из которых достигли «зелёной зоны». Самым везучим удаётся пересечь границу за несколько часов, у других это порой занимает сутки и больше. По словам водителей, движение тормозят автохамы, объезжающие пробку по обочине или встречной полосе, а также «плюшкины», чьи багажники дольше часа досматривают на таможне.
«Передо мной стояла машина с двумя стариками. Весь багажник был забит кулёчками да пакетиками. Всё это они доставали полчаса, чтобы показать запаску, а потом ещё полчаса загружали обратно, — жалуется Роман в чате Верхнего Ларса. — Одна бабуля выкладывала пожитки не рядом со своей машиной, а на соседнюю полосу. В итоге водителям пришлось перестраиваться на другую».
Быстро и при этом легально добраться до КПП всё же возможно, утверждают опытные водители. По их словам, выезжать нужно глубокой ночью или ранним утром, пока другие путники отсыпаются на стоянках или в отелях, и дорога свободна. Оптимальное время — с 2:00 до 5:00. Однако в сезон отпусков этот лайфхак может и не сработать.
Давят трубы и люки
Фуры, хлынувшие к Военно-Грузинской дороге, перекрыли Московское шоссе во Владикавказе и другие важные городские артерии. Тем, кому не хватило места, заняли встречную полосу. Часть дальнобойщиков срезали пробку через параллельные шоссе улицы в СНТ «Дружба», где в итоге «нахватали» больше 20 протоколов об административном правонарушении.
«Под тяжестью многотонных машин трубы не выдерживают, люк сломался. Председатель СНТ отказался его менять. Водоканал тоже ничем не помог, так как люк — не на их балансе. Рядом с люком ходят дети, заглядывают туда, но охранять его мы не можем. Раз уж наша „Дружба“ — „дорога жизни“ для десятков большегрузов, то приведите её в порядок», — написал в соцсетях местный житель.
Причину хаоса на дорогах республики и её столицы раскрыли в Центре организации дорожного движения. Ранее, чтобы разгрузить Дарьяльское ущелье на подъезде к Верхнему Ларсу, специалисты приостановили проезд фур в «зелёной зоне» и к самому пункту пропуска. Сейчас эта дорога свободна от заторов, система электронной очереди работает штатно, однако недобросовестные водители создают новые транспортные коллапсы, направляясь к Верхнему Ларсу в обход регистрации, объяснили в ЦОДД.
Оператор электронной очереди также заявил, что не наделён полномочиями препятствовать нарушителям. Водители в чате возмущаются, что центр не справляется и с возложенными на него обязанностями: за три года работы заторы так и не удалось устранить. Дорога не стала свободнее даже после масштабной реконструкции, благодаря которой количество полос выросло до 39, а пропускная способность — до 3,9 тысячи машин в сутки. Новые стоянки для большегрузов также не принесли результатов.
Нужна новая система
Уже 1 октября шефство над Верхним Ларсом возьмёт Росгранстрой, подконтрольный Минтрансу России. Федеральное ведомство запустит свою электронную очередь с возможностью бесплатно зарезервировать дату и время прибытия к пункту контроля. Специалисты уже обустраивают подъездные пути.
Власти считают, что новая цифровая система оптимизирует логистику, сократит издержки при перевозках, а также время простоя и затраты на документооборот.
«Для нас самое главное, чтобы движение транзитного легкового и большегрузного транспорта в республике было организовано по чёткому и понятному алгоритму, который позволит избежать проблем на дорогах общего пользования и не допустит коллапса на трассах, как это нередко происходит. Необходимо создать комфортные и предсказуемые условия для всех участников грузовых и пассажирских перевозок», — сказал глава Северной Осетии Сергей Меняйло на совещании с профильными ведомствами, включая Минтранс РФ.
Регистрироваться в ГИС ЭПД (Государственной информационной системе электронных перевозочных документов) водителям рекомендуют уже сейчас. Для этого россиянам нужно подтвердить учётную запись на Госуслугах и добавить её в публичную группу «Пользователь сервиса резервирования». Иностранцы же могут авторизоваться через электронную почту и номер телефона.
Далее перевозчикам необходимо перейти в раздел «Транспортные средства», нажать «Добавить ТС», ввести следующие данные: тип транспортного средства (тягач или прицеп / полуприцеп), его марку, модель и государственный регистрационный номер, а также прикрепить скан-копию с двух сторон свидетельства о регистрации. После этого можно заполнять заявку на резервирование: сведения о заявителе, транспортном средстве, грузе и водителе, который его повезёт. Там же нужно выбрать пункт пропуска, дату и время прибытия к нему, подтвердить достоверность и полноту указанных данных.
Оформить заявку на самом пункте контроля позволит терминал самообслуживания.
Перевозчикам могут отказать в резервировании из-за проблем с документами или их отсутствия. Кроме того, водителей могут лишить возможности брони при использовании ботов, остановке ТС на более чем три часа и попытке миновать электронную очередь.

Водителей транзитных фур обвинили в создании пробок во Владикавказе
Власти Осетии планируют ввести режим ЧС из-за тысяч большегрузов на Ларсе
SHOT: туристы 20 часов ждут въезда в Россию из Грузии на «Верхнем Ларсе»
Движение всех видов транспорта разрешили на Верхнем Ларсе в Северной Осетии