Константину Попову недавно исполнилось 70 лет. 45 из них учёный посвятил работе в Северо-Осетинском природном заповеднике. Он стоял у истоков создания нацпарка «Алания», а также собрал ценный материал о природных памятниках республики.
Персидские ковры разнотравья
В молодости Константин Павлович поднимался на высоту до 3 км, когда ходил по маршрутам заповедника. Бывало, что ночевал в горах. Сейчас преодолевает за день до 20 км. Больше не позволяет возраст.
«Очень люблю бывать в урочищах и ущельях Скалистого хребта, сформированного известняками и доломитами карбонатной породы. Там есть пещеры, гроты и древние обвалы в виде скопления глыб или каменных морей. Брожу и по солнечным долинам, где зимой почти нет снега», - говорит Попов.
Восторг ботаника вызывает флора заповедника. В ней более 1,3 тыс. растений, включая реликтовые, эндемичные и краснокнижные виды. Это тисовые рощи, буковые леса с падубом колхидским, небольшие массивы и одиночные деревья ели восточной и пихты кавказской.
«В сосновых лесах легко дышать и приятно любоваться стволами цвета меди. Поднимаюсь я и в высокогорья, где встречается рододендрон, а также северные растения – черника, брусника и водяника. Цветущее разнотравье альпийских лугов напоминает мне персидский ковёр», - рассказывает Константин Павлович.
В высокогорьях заповедника можно увидеть в бинокль тура дагестанского, серн и косуль. Изредка попадаются и медведи, либо медведица с детёнышами. Из травы иногда выскакивают испуганные зайцы.
Уникальный кадр
Константин Павлович много фотографирует. Первые кадры делал ещё на советский «Зенит». Тогда плёнку приходилось экономить. Сейчас, по словам Попова, фотографам намного легче благодаря цифровому оборудованию. Чаще он снимает пейзажи, памятники природы и истории. Всегда старается сделать уникальный кадр.
«Вдобавок я увлекаюсь спелеологией, поэтому на моих снимках есть и пещеры. В них часто встречаются подземные водопады и сталагмиты, напоминающие животных. Люблю фотографировать скалы необычной формы, капли росы на трутовиках и паутине. Как-то удалось запечатлеть облака, которые образуются при тёплых южных ветрах, дующих с гор, и чечевицеобразные облака», - делится учёный.
Со временем у Попова скопилось большая коллекция фотографий. По предложению коллег он организовал несколько выставок - некоторые снимки купили коллекционеры. Его фотографии также можно увидеть в экспозициях Алагирского музейно-выставочного комплекса и в залах Северо-Осетинского заповедника.
Ещё одно увлечение Попова – собственная пасека. Пчёл он разводит на протяжении 30 лет. Сейчас осталось всего 15 ульев. Времени на любимое занятие не хватает, но учёный его не бросает. Общается с другими пчеловодами и обсуждает с ними проблемы отрасли.
По всему Кавказу
Константин Павлович родом из Азербайджана. Там он окончил школу и приехал во Владикавказ к дяде с тётей. В 1969 году поступил на химико-биологический факультет Северо-Осетинского госуниверситета. Учился на кафедре ботаники в старинном здании бывшей Ольгинской гимназии, был членом студенческого научного общества.
Вместе с сокурсниками Константин Павлович ездил на практику по Черноморскому побережью. По итогам экспедиций студенты писали дневники и сдавали отчёты, публиковали первые научные статьи в университетской газете «Ленинская смена». Выходили там и заметки Попова. Три из них он до сих пор хранит в своём архиве.
Попов окончил вуз в 1974 году. Спустя два года после службы в армии и работы в Северо-Кавказском НИИ под Владикавказом попал в республиканский природный заповедник. Начинал младшим научным сотрудником. Сейчас возглавляет и координирует все исследования в должности замдиректора по науке.
В заповеднике Константин Павлович занялся фенологией - изучением сезонных явлений в природе. Поступил в Ленинградский ботанический институт Академии наук СССР. Отучился в нём четыре года и защитил кандидатскую диссертацию. Стал автором 15 книг, включая 10 краеведческих, а также около 250 научных статей.
Недавно вместе с активистами из организации «Осетия 3D» исследовал водопады. Результатом стали выпуск атласа, а также фильмы про природные объекты.