Примерное время чтения: 6 минут
783

«Самые свободные люди». Математик из Осетии – о науке и молодёжи

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 6. АиФ-СК 10/02/2021
Залина Кусраева рассказывает школьникам о гипотезе Пуанкаре
Залина Кусраева рассказывает школьникам о гипотезе Пуанкаре / Залина Кусраева / Из личного архива

Залина Кусраева - молодой математик из Северной Осетии, единственная из СКФО, выигравшая конкурс на получение гранта президента РФ в 2021 году по направлению «математика и механика» для молодых учёных. К Международному дню науки, который отмечается 12 февраля, «АиФ-СК» поговорил с ней о том, зачем молодёжь идёт в науку и что там находит, как пробудить интерес к знаниям и зачем вообще нужна математика.

Формула любви к полиномам

Тамара Бунтури, «АиФ-Северный Кавказ»: На что именно вы получили грант?

Залина Кусраева: Мой проект называется «Строение однородных полиномов с приложениями к геометрии квазибанаховых решёток». Это направление исследований относится к области фундаментальной математики. В заявке на грант описан ряд математических проблем, которые должны быть решены в течение ближайших двух лет, отведенных на реализацию проекта.

- Можете простым языком рассказать, чем занимаетесь?

- Область моих научных интересов относится к функциональному анализу - разделу математики, в котором изучаются свойства совокупностей функций, называемых пространствами, и их взаимосвязей в этих пространствах. Сами же функции широко используются для описания различных природных, и не только, процессов.

Со школы всем известен квадратный трёхчлен. Кроме того, в школьном курсе эпизодически встречаются кубические многочлены, а также многочлены высших степеней. В функциональном анализе рассматриваются многочлены ещё более общего вида, их называют полиномами. При моделировании реальных природных процессов также имеет важное значение возможность сравнения объектов, входящих в эти пространства. Моё исследование по гранту будет посвящено изучению того, как на строение полиномиальных операторов влияет сравнение (упорядочение), имеющееся в пространствах, привязанных к этому полиному.

- Вы дочь доктора физико-математических наук, научного руководителя  ВНЦ РАН Анатолия  Кусраева. Любовь к математике - его влияние?

- Безусловно, когда растешь в атмосфере, пропитанной научными исследованиями и постоянным поиском новых решений, волей-неволей начинаешь сначала любопытствовать, потом интересоваться, учиться, а потом, конечно, потратив много времени и усилий, обнаруживаешь, что уже получаешь свои, пусть и скромные, но научные результаты. Регулярно советуешься, консультируешься. Вот так и втягиваешься.

Но такое происходит не всегда и не со всеми. Мой родной брат, например, учится на медика. А сестра недавно защитила кандидатскую диссертацию по менеджменту и считается «крутым» специалистом в области стратегического управления.

- Многие недовольны нынешним образованием. Каково ваше мнение о его состоянии в целом?

- Ругать современное образование можно долго и очень красочно. Я не специалист в области школьного образования и могу лишь высказать свое дилетантское мнение: нужно прекратить эксперименты последних тридцати лет, взять всё лучшее из советской школы и модернизировать на базе современных информационных технологий.

Сегодня почему-то немодно быть образованным, почему-то считается, что это лишнее, что успешным человеком можно стать и без этого. Молодёжь охотнее пробует свои силы, например, в бизнесе. Многие мечтают стать блогерами. Всё это очень яркое, блестящее и манящее своей мнимой простотой и призрачным высоким уровнем дохода сильно перевешивает на чаше весов при выборе молодыми людьми будущего образа жизни. И эта проблема остро стоит по всей России.

- А конкретно о математическом образовании что думаете? Родители многих одарённых детей утверждают, что для того, чтобы способности ребёнка получили адекватное развитие, им приходится уезжать в другие регионы. Почему так получается?

- Мотивов может быть много, ведь каждый родитель хочет для своего ребенка самого лучшего. Но, как мне кажется, тот, кто действительно хочет учиться и развиваться, он будет это делать и в самом отделённом уголке страны. Тем более, в наше время доступно множество вполне достойных образовательных онлайн-платформ и других интерактивных технологий в области образования.

- Педагоги жалуются на то, что дети не хотят учить сложные формулы. А дети не понимают, зачем им вообще все эти синусы-интегралы, как это может пригодиться в жизни. Зачем нужно знать математику?

- Многое, что нас окружает в повседневной жизни, функционирует на основе и с помощью математики. Просто эта связь математики с реальностью проявляется не напрямую: сначала математики-теоретики «придумывают» теории, носящие исключительно фундаментальный характер и, на первый взгляд, абсолютно не применимые в «народном хозяйстве». Далее теории проходят прикладные исследования и разработки, результаты наиболее успешных из них уходят в практику, т.е. находят применение в реальной жизни.

Учащимся следует показывать, что это не оторванный от жизни, сложный и неприятный предмет в школьной программе, а свод знаний, проникающих во все сферы нашей жизни. Недавно мне довелось рассказывать школьникам об одном нашумевшем в начале двухтысячных сенсационном результате. А именно о решении одной из так называемых «Проблем тысячелетия» - гипотезе Пуанкаре, которая была решена нашим соотечественником, питерским математиком Григорием Перельманом. На примере простых геометрических объектов, знакомых школьникам, получилось донести сложную идею, которая лежит в основе решения.

Как зажечь факел?

- В прошлом году эпидситуация многих заставила перейти на «дистанционку». Какие впечатления остались?

- Повсеместная доступность интернета делает процесс обучения практически непрерывным и открывает множество возможностей. Было бы желание, как говорится. Однако среди обилия информации в интернете важно выбрать нужную, а значит, по-прежнему актуально высказывание Плутарха: «Ученик не сосуд, который нужно заполнить, а факел, который нужно зажечь!». «Заполнить сосуд» легко с помощью информационных технологий, а вот «зажечь факел» - задача другого уровня.

Дистанционные платформы, особенно для обучающихся в магистратуре и аспирантуре, считаю вполне эффективными. А вот будущим бакалаврам всё же нужно больше живого общения с лектором.

- Зачем молодые люди идут в науку, какие цели ставят перед собой?

- Романтика научной жизни состоит в том, что человек, занимающийся наукой,  абсолютно свободный, он обладает тем, что никто у него не отнимет, тем, на что не влияет ни политический строй, ни эпидобстановка,  - умением создавать новое знание. А если чуть прозаичнее, то каждый пришедший в науку «по любви» молодой человек ставит перед собой цель получить признание в своей области наук.

- Кроме математики, чем ещё наполнена ваша жизнь? Какие в ней приоритеты?

- С приоритетами всё просто. В первую очередь - это семья. А дальше уже как-то само собой распределено всё в моей жизни по знакомому с детства принципу: «Работе - время, потехе - час». Постоянно над чем-то работаю, размышляю. Причём неважно, дома я нахожусь или на работе. И вообще, работа дома по вечерам с чашечкой кофе и тихо играющей музыкой - самый привычный и комфортный для меня формат работы.

Являюсь сторонником здорового образа жизни, поэтому регулярные занятия спортом также находятся в моём ежедневном списке дел.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах