Atmospheric Research опубликовал статью об опытах с дождём в Будённовске

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 31. АиФ-СК 29/07/2020
Ставрополь, 2 августа - АиФ-СК.

Научный журнал Atmospheric Research опубликовал статью об опытах с установкой для стимуляции роста дождевых облаков при помощи тепловой струи. Испытания прошли в засушливом Будённовском районе Ставрополья ещё в прошлом году.

Доктора физико-математических наук из Северо-Кавказского федерального университета Роберт и Артур Закинян сделали теоретические расчёты, основанные на том, что росту облаков мешают задерживающие слои атмосферы. Пробить их можно тепловой струёй, запущенной с земли специальной установкой, - метеотроном.

«Она создана по типу реактивного двигателя, который направляет нагретый воздух вверх с большой начальной скоростью. Нам предстояло определить параметры этой струи, чтобы она могла достичь нижней границы облака. В ОАЭ облака собираются очень высоко - до четырёх километров над уровнем земли», - говорит Роберт Закинян.

Установку для опытов на Ставрополье собрал Физический институт имени Петра Лебедева. Чтобы тёплый воздух не рассеивался, его пустили по своеобразной трубе, созданной торами - резиновыми кольцами, наполненными гелием. Струю запустили в облако, но вызвать дождь не получилось.

«Сама эта технология не новая. Мы использовали модели советских учёных. Есть наработки американских коллег, которые предлагают использовать такие установки не в поле, а на побережье, стимулируя рост облаков над водной гладью, чтобы потом более крупные тучи перемещались на засушливые территории. Эта технология, на мой взгляд, будет более эффективной,  - полагает доктор физико-математических наук. - У нас в Ставропольском крае проблема именно с движением облаков: они идут с запада и до восточных районов доходят не всегда. Будь они мощнее, проблема засухи решилась бы».

В этом году дождь на Ставрополье сложности с помощью распыления йодистого серебра с самолёта. Но этот способ дороже, чем метод «тепловой струи», над которым работают учёные.

Исследование проводилось на средства гранта Объединённых Арабских Эмиратов, выигранного Высокогорным геофизическим институтом в Нальчике.