25 мая отмечается День филолога. Представители этой профессии сейчас работают в самых разных сферах, но чаще всего ассоциируются с учителями русского языка и литературы. О современных учениках и своей любви к профессии «АиФ-СК» рассказали педагоги ставропольских школ.
И наставник, и друг
Руководитель городского методического объединения учителей русского языка и литературы Галина Облогина родилась в Кемеровской области, в ставропольской школе № 28 она работает почти 35 лет.
«Преподавать я мечтала ещё в детском саду, слушая рассказы старших друзей-первоклассников об их учителях, правда, хотелось научиться играть на фортепиано и работать в музыкальной школе. Закончила музучилище, воплотила мечту в жизнь. А потом в Теберде познакомилась с будущим мужем и переехала в Ставрополь. Свекровь - директор школы, была учителем математики, её сестра там же вела историю, золовка - математику. И мне тоже захотелось получить высшее образование. Кроме музыки, я всегда любила русский язык, поэтому вопрос о выборе специальности не стоял», - вспоминает Галина Алексеевна.
К окончанию вуза привела сына в первый класс в ту же школу, где работали родственники, и там ей предложили должность учителя.
В 1970 году школьники стали принимать участие в карбышевском движении (в память о Герое Советского Союза Дмитрии Карбышеве), участвовали в слётах, создании музея боевой славы.
«Патриотическое воспитание не загубили даже 90-е годы, когда предавались забвению многие ценности. Мы часто приглашали участников войны, сами гостили у них. Ветеран Людмила Васильевна Иващенко вообще считалась нашей классной бабушкой, она приходила к ученикам с пирожками, рассказывала о военных годах, дети её обожали. Традиции сохранились до сих пор, мы постоянно вспоминаем наших героев, школьники искренне интересуются историей. Это и другие внеклассные мероприятия создают в школе атмосферу второго дома, - делится Галина Облогина. - И с детьми я стараюсь вести себя не только как строгий наставник, но и как старший друг».
«Звёздочек» много
По словам Галины Алексеевны, в любое время дети ценят искренность и доброту. Учитель может и пошутить на уроке, и попросить о помощи, если дело касается современных технологий, не переходя грань между хорошим отношением и панибратством. Каждого ребёнка есть за что похвалить.
«У нас был шестиклассник, знавший много сверх школьной программы, но допускавший ошибки в простых действиях. Как-то он расстроился из-за плохой оценки, и я ему сказала, что такой взрослый умный человек не должен себя вести как малыш, ведь он способен на многое. Следующее задание мальчик написал каллиграфическим почерком, хотя раньше в его тетрадях было сложно что-то разобрать. И ведь оказалось, что действительно способен», - рассказывает Галина Облогина.
Она уверена: учителей, любящих работу, немало. На слуху скандалы, а таланты делают свою работу, не попадая в новости.
«Не так давно я общалась со студентом, который уже преподаёт. Да, он признавался, что сложно совмещать с учёбой, но у парня так горели глаза, я видела, как к нему тянутся дети. Таких «звёздочек» много. И при поддержке, в том числе финансовой, их может стать ещё больше. А случайные люди обычно надолго в профессии не задерживаются», - считает Галина Облогина.
Кстати, её внучка сейчас заканчивает 10-й класс и собирается поступать на филологию, как и несколько поколений в её семье. Не потому, что так принято, а просто тоже мечтает стать ещё одним хорошим филологом.
Выздоровела, чтобы вернуться
Наталья Цыганок родом из Благодарного. После седьмого класса ей и нескольким другим ученикам предложили перейти в класс с углублённым изучением русского языка и литературы.
«Инициатором его создания была наша завуч Тамара Ивановна Леликова, человек, опередивший своё время. Она превращала уроки в лекции, концерты, мастер-классы, мы ждали их с замиранием сердца. Родители хотели, чтобы я стала врачом или бухгалтером, но я выбрала профессию учителя и в 1991 году поступила в вуз. На первом курсе учёба казалась сложной, но я, уверенная, что грамотная речь, правильное письмо нужны всегда, старалась изо всех сил», - вспоминает Наталья Петровна.
В Благодарном после окончания учёбы не оказалось вакансий, и она вернулась в Ставрополь. Сначала работала в школе № 34, где коллектив встретил молодую выпускницу радушно, старшие коллеги делились опытом, помогали. После Наталья Цыганок перешла в гимназию № 24, где преподаёт уже почти 15 лет.
В 2009 году она тяжело заболела. Врачи говорили, что, если женщина хочет выздороветь, ей нужно сменить профессию на другую, где не будет стрессов, нагрузок.
«Я только взяла пятый класс, мы с ребятами и путешествовали вместе, и посещали различные музеи, выставки. Мы замечательно общались. Во время болезни в школе появлялась почти ежедневно - приводила дочку-младшеклассницу. Мои ученики каждый раз спрашивали, когда я к ним вернусь, говорили, что скучают. Именно их ожидания, пытливые взгляды помогли мне побороть недуг», - уверена Наталья Петровна.
Через год она вернулась. Потом не раз ей предлагали другую работу - филологи нужны не только в школе. Но женщина не представляла, как оставит ребят, променяет их на другую, пусть и финансово более выгодную, жизнь.
«Да, 20 лет назад дети были более доверчивые, слово учителя имело больший вес. Современное поколение, воспитанное на компьютерных технологиях, сложнее удивить, заинтересовать, но это стимул развиваться самой, чтобы находиться с ними на одной волне, - считает Наталья Цыганок. - Говорят, что сейчас учителей ни во что не ставят, но мой опыт показывает: когда ты профессионал, которому интересен предмет и ученики, никакие изменения в обществе твой авторитет не уронят».
«Спасибо, я выспался»
За время работы случалось многое. Однажды в школе каждому классу поручили разбить клумбу во дворе. Утром возле кабинета Наталья Петровна увидела несколько пакетов с рассадой, ученики уверяли, что накопали её на даче у родственников. А на следующий день педагога вызвал директор. Оказалось, что ребята позаимствовали материал у дачников без разрешения. Пришлось выкапывать нарциссы и тюльпаны и возвращать их законным владельцам. Как говорит, Наталья Цыганок, переусердствовали дети.
Как-то на уроке она разбирала с шестиклассниками «Уроки французского» Валентина Распутина. И внезапно поняла: что-то в аудитории изменилось. Оказалось, не слышно ученика, который часто шумел на уроках - он крепко спал за партой. Трогать подростка не стали, учитель разбудила его только после звонка. И он ей сказал: «Вы так красиво выразительно читали, что я смог заснуть, спасибо, я выспался!».
«Мне даже обидно не было, мальчик рос в непростой семье, возможно, для него эти полчаса действительно помогли восстановить силы», - признаётся Наталья Петровна.
Когда её спрашивают, как понять, сможешь ли ты стать учителем, она всегда говорит, что не поймёшь, пока не попробуешь.
«Раньше в педагогическом вузе практика начиналась со второго курса: мы посещали уроки, потом вели их с наставниками. Уже на этом этапе некоторые однокурсники забрали документы. Но основное осознание приходит, когда сам начинаешь преподавать. Кого-то пугает большое количество документации: да, мы ведём два журнала (бумажный и электронный), пишем отчёты, проверяем тетради. Есть и дополнительные обязанности, кроме преподавания, например внеклассные мероприятия. Но если ты искренне любишь свою работу, тебя радуют успехи учеников, то трата личного времени не воспринимается как жертва. Главный успех учителя даже не успешная сдача экзаменов его подопечными, а когда в августе они расскажут, что поступили в вуз своей мечты, когда ты видишь, что и твои старания помогли им найти свою дорогу в жизни», - констатирует Наталья Петровна.
«У меня нет плохих учеников»
Анастасия Гречанова преподаёт в гимназии № 30 год, в апреле стала классным руководителем. Несмотря на небольшой опыт, уверена, что нашла своё призвание.
«В школе учитель русского языка и литературы всегда была для меня примером настоящего педагога, хотя сначала я почему-то её боялась, она казалась мне невероятно серьёзной. Но вскоре поняла, что жду её уроков, где она подробно, доходчиво и интересно разъясняла всё. До сих пор считаю - главное донести предмет, материал таким образом, чтобы стало именно интересно. Класса с восьмого решила идти по стопам любимого педагога. Поступила на бюджет, закончила вуз с красным дипломом. Некоторые мои друзья ещё во время учёбы устроились работать в гимназию № 30, и я тоже пошла туда на собеседование. Но решающую роль сыграло не это, а что я очень люблю детей», - делится Анастасия Николаевна.
Сейчас она преподаёт в пятых классах. Говорит, что любой ученик - личность со своим характером и поэтому особенно важно к каждому найти подход. Нужно не только уметь донести знания, но и уделять внимание эмоциональному состоянию подопечных.
«Когда вижу, что ребёнок стал грустный, обязательно поговорю с ним, спрошу, что произошло, как могу помочь. Если сам хочет поделиться проблемами, ни в коем случае нельзя отталкивать, откладывать разговор. У меня нет плохих учеников. В классе большинство - мальчики, которые шалят, как и все ребята в их возрасте. Общаемся, объясняю, как можно себя вести, а как не надо», - рассказывает Анастасия Гречанова.
Она убеждена, что учителя были и будут востребованы всегда. Но остаются надолго в профессии только те, кто не забывает: главное, ради чего они в неё пришли