Примерное время чтения: 7 минут
128

«Родители - наши союзники». Воспитатель из Георгиевска поделилась опытом

педагог уверена, что дети - открыты к общению, искренние, эмоциональные.
педагог уверена, что дети - открыты к общению, искренние, эмоциональные. / Альбина Сыпко / Из личного архива

Учитель-логопед детского сада № 4 «Берегея» из Георгиевска Ставропольского края Альбина Сыпко победила в краевом этапе Всероссийского конкурса «Воспитатель года России»-2022. Она будет представлять регион на уровне страны. Педагог рассказала stav.aif.ru о выборе профессии, а также о том, как строить отношения с детьми.

Учитель в третьем поколении

Анна Учаева: Альбина Александровна, вам всего 28 лет, немногие представители вашего поколения становятся воспитателями. Почему вы выбрали эту профессию? 

Альбина Сыпко: Я с детства видела себя в педагогике. Моя бабушка преподавала в техникуме, а мама работала в детском саду с дошкольниками. Сама судьба подсказала стать педагогом в третьем поколении. 

Нравится мысль: «Твой учитель не тот, кто тебя учит, а тот, у кого учишься ты». Мне очень повезло в этом отношении: в семье, в гимназии №2, в вузе, с наставниками - в детском саду «Берегея», во Всероссийском профсоюзном тренинг-лагере. 

После школы поступила на бюджет в Московский государственный педагогический университет на дефектологический факультет. И там, пообщавшись с преподавателями, по чьим трудам учится не одно поколение, окончательно осознала, что не ошиблась в выборе. Получила специальное (дефектологическое) образование, отучилась в магистратуре, где мы занимались на базе Института коррекционной педагогики. Год поработала в Москве, а затем вернулась в родной город. По счастливой случайности, меня приняли учителем-логопедом в детский сад, где раньше трудилась моя мама. Такую тёплую, дружескую обстановку я нигде не встречала, очень приятно ощущать поддержку, помощь, воспринимать ценные советы. Мне как молодому специалисту это было особенно важно.

- Почему не остались в столице? 

- Не увидела смысла. Да, зарплата там, на первый взгляд, выше. Но при московских тратах на проживание, проезд она получается соразмерна региональной. А в Георгиевске живут мои друзья, семья. Доходов на обычную жизнь хватает. На излишества, может, и нет, но такая ситуация во многих сферах. На мой взгляд, в педагогику идут не ради денег, а за возможностью проживать счастливые мгновения с воспитанниками, их родителями, видеть радость малышей, когда у них что-то получается. Возможно, это всё звучит пафосно, но я действительно так считаю. 

- Что вам дало участие в конкурсе? 

- Море эмоций и опыта. Я и раньше смотрела выступления, мастер-классы участников таких состязаний, заряжалась их энергией, воодушевлялась. Многое из увиденного соотносила со своей практикой, использовала интересные находки. А потом решилась попробовать сама. Пока есть желание и силы, стоит использовать это время для саморазвития. Я увидела уже не в Интернете, а в реальности, чем живут педагоги края, как они организуют свою работу, готовят проекты. Победа была бонусом, не скрою, очень приятным. Профсоюзный тренинг-лагерь «Мастерская успеха-2022» стал уникальным событием в моей жизни. Знакомство с педагогами со всей России, победителями, лауреатами профессиональных конкурсов подарило незабываемые положительные эмоции. Буду стараться достойно представить Ставрополье на российском уровне. 

Внимания хватает всем

- Сложно на работе уделять равноценное внимание каждому ребёнку в группе? 

- У нас учреждение профильное, я работаю в группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи. В нашу группу ходит 10 человек, поэтому каждый ребёнок получает достаточно внимания, тем более нам с детьми и их родителями предстоит пройти трудный путь: запомнить много новых слов, научиться выражать свои мысли, строить предложения, правильно произносить звуки. Всё это в игровой, ненавязчивой форме.

- Школьные учителя нередко жалуются, что для современных детей педагог не авторитет. Для детсада это актуально? 

- Возможно, сложности начинаются позже, но в работе с дошкольниками я этого не заметила. В таком возрасте дети открытые, искренние, эмоциональные. К тому же нужно учитывать особенности именно наших дошкольников. Иногда ребёнок плохо себя ведёт не из-за отсутствия воспитания или желания насолить взрослым, а по вполне физиологическим причинам: поднялось внутричерепное давление, обострилось хроническое заболевание. И малыш сообщает о плохом самочувствии как может, выплёскивая свои эмоции. 

А что касается родителей, то они тоже обычно открыты к общению. Часто звонят и спрашивают, как, например, организовать игру, как лучше поступить при той или иной реакции ребёнка. 

- А всегда ли они готовы осознать, что у сына или дочери есть проблемы и ему нужно посещать коррекционную группу? 

- Нет, ситуации бывают разные. На консультациях кто-то не понимает, для чего исправлять неправильное произношение, считая его изюминкой. Другие не видят ничего особенного в том, что в возрасте 4-5 лет ребёнок почти не разговаривает, предпочитая выражать мысли жестами. Обычно вспоминают родственников, которые тоже когда-то долго молчали, а потом раз - и заговорили. И это нормально, человеческая психика устроена так, что многим моментам мозг пытается найти безобидные объяснения. Поэтому мы стараемся максимально мягко, но в то же время понятно донести, как лучше поступить в том или ином случае, почему нужно обратить внимание на ситуацию.

Например, при развитой правильной речи больше шансов, что ребёнок станет успешным в школе, он лучше найдёт общий язык со сверстниками и учителями. Вряд ли родители хотят, чтобы школьные годы вспоминались не как чудесное время, а постоянное преодоление трудностей. Также разъясняем, что, независимо от масштабов проблемы, даже когда речь идёт о задержке психического развития, чем раньше начать коррекцию, тем больше шансов достигнуть хороших результатов. Мы не стараемся найти недостатки, напугать. Наоборот, хотим максимально облегчить жизнь детям и их родителям. И взрослые в большинстве своём это понимают.

К тому же каким бы профессионалом ни был воспитатель, без помощи родителей не обойтись, ведь им ребёнок доверяет больше всего. Именно они - наши союзники, и их заинтересованность мотивирует детей что-то делать.

С момента лепета

- А когда родителям вообще нужно насторожиться и понять, что нужно обратиться к специалистам? 

- Обращать внимание на выражение эмоций, речевое развитие надо с младенческого возраста - этапа «гуления», лепета. Обычно дети стараются подражать взрослым, произносить вслед за ними звуки, слова. А если, например, в три года ребёнок не формулирует даже простые фразы или при попытке заговорить замолкает, перестаёт идти на контакт - это уже звоночек. Лучше перестраховаться, чем упустить время. 

Встречаются малыши, которые активно разговаривают, но на своём, непонятном языке. В таких случаях родителям рекомендуется консультация сурдолога. Нередко оказывается, что причина в нарушениях слуха и маленький человечек просто не улавливает все нюансы звуков и повторяет их так, как слышит. Мы, педагоги, работаем уже с проявлениями сложностей, а не причинами. 

- Расскажите о своих увлечениях, хобби.

- Люблю движение, катаюсь на велосипеде, лыжах, коньках, стараюсь много ходить пешком. Если есть время, участвую в турпоходах. Получаю удовольствие от выращивания цветов, съёмок фильмов о природе и рукоделия - радую детей развивающими вязаными игрушками.

- Что бы вы посоветовали молодым специалистам, которые только пытаются понять, стоит им работать с детьми или нет? 

- Если есть любовь к детям, искреннее желание помогать им, то нужно пробовать! Путь в педагогике сложен, но если быть чутким, не бояться трудностей, то можно действительно эффективно помогать ребятам и их родителям.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах