Примерное время чтения: 4 минуты
95

Подводят, а не подвозят. Почему на Ставрополье не едут новые троллейбусы?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 42. Подводят, а не подвозят 16/10/2024

До конца сентября на дорогах Ставрополя, как обещал глава миндора края Евгений Штепа, должны были появиться 45 новых троллейбусов от вологодского завода. Однако контракт на 1 млрд рублей под угрозой срыва. Пока в город прибыли всего три единицы электротранспорта. Выяснилось, что компания уже не в первый раз набирает заказы, срывает сроки поставок и подводит заказчиков. Подробности – в материале «АиФ-СК».

Предрекали неудачу

Ставропольский «Крайтанс» заключил с «ТД «Транс-Альфа» контракт на сумму 1,15 млрд рублей на поставку 45 троллейбусов с автономным ходом не менее 15 км, который должен быть исполнен до 6 ноября 2024 года. «Уж небо осенью дышало», а обещанного транспорта всё нет. Лишь три новеньких троллейбуса сиротливо простаивают в депо. Проедут ли они когда-нибудь по дорогам краевой столицы, пока неизвестно.

Обновление троллейбусного парка Ставрополя техникой от вологодского машиностроительного завода общественность встретила скептически. Победитель аукциона известен своей неисполнительностью, поэтому эксперты предрекали фиаско дорогостоящей сделке и не ошиблись.

«Компания набирает очень много заказов, сильно снижает цены на закупочных процедурах, а потом не может выполнить все взятые на себя обязательства. Как только  определился поставщик, стало понятно, что контракт выполнят с задержкой. Фактически же он оказался сорван, – объясняет урбанист Андрей Черняков. – Если мы и увидим новые троллейбусы до конца года, то это будет лишь несколько единиц».

Неофициальные источники сообщают, что в 2023-2024 годах завод выиграл конкурс на поставку троллейбусов в несколько городов России. До них, как и до Ставрополя, заказ добрался в сильно урезанном объёме.

Муниципалитеты были бы рады работать с более ответственным производителем, но не могут. Причина всему – демпинг и условия ФЗ №44 «О госзакупках», где побеждает поставщик с самой выгодной ценой. Ставропольские чиновники, недовольные таким сотрудничеством, по некоторым данным, уже направили претензии в адрес компании и планируют расторгнуть с ней контракт.

СМИ ранее не единожды писали о «Транс-Альфа». Известно, что завод часто не соглашается с обвинениями заказчиков и даже в суде оспаривал пени, выставленные за просрочку поставки троллейбусов. Два года назад мэрия Владимира, также столкнувшаяся с запоздалым прибытием эко-транспорта, пожаловались на завод в УФАС и потребовала призвать вологодскую компанию недобросовестным поставщиком. Однако антимонопольная служба посчитала обвинения безосновательными, а расторжение контракта с производителем – незаконным, поскольку не было многократных нарушений сроков поставки, а один раз, видимо, не считается.

Пробки бьют рекорды

Дорога на работу или домой в часы пик становится для ставропольцев испытанием на прочность. Город в это время на онлайн-картах перерезают тёмно-красные и почти чёрные линии, остановки переполнены, в автобусах давка, а на дорогах звучит какофония из автомобильных гудков. Елена Теплицкая работает в такси и львиную долю времени проводит в восьми – десяти балльных пробках. Женщина уверена, что горожане сами в них виноваты, покупая на семью по две, а то и три машины.

Житель краевой столицы Станислав Новиков по будням добирается на работу на троллейбусе, а возвращается исключительно пешком, хотя имеет личный автомобиль. Несколько километров вдоль забитых транспортом улиц он преодолевает за 40-50 минут, совмещая приятное с полезным: физическую активность и экономию на бензине.

«Ещё пару лет назад в конце рабочего дня можно было добраться общественным транспортом с минимальными потерями времени. Коллапс традиционно случался в понедельник и в пятницу, – рассказывает он. – Сейчас нельзя предугадать, в какой день город «встанет» и в какое время. Мог бы посоветовать всем пересесть на автобусы, но они нередко проезжают мимо остановок,  заполненные битком».

45 бело-жёлтых троллейбусов должны были обновить парк городского общественного транспорта Ставрополя, а часть из них планировали пустить по новым маршрутам №6 «45 Параллель – мемориал «Танк» и № 13«ул. И. Щипакина – ж/д вокзал». Впрочем, сама по себе замена техники не могла бы решить проблему, просто стоять в пробках было бы приятнее в комфортных троллейбусах с кондиционерами и зарядками.

По словам Андрея Чернякова, городу нужны комплексные преобразования. Должна быть пересмотрена маршрутная сеть и выделены полосы для общественного транспорта. И ездить по маршрутам должны не 45 троллейбусов, а вдвое больше.

«Для оптимизации движения в городах нужно широко и массово внедрять платные парковки. Это поможет отсечь лишние ненужные поездки на автомобилях, чтобы люди пересели на общественный транспорт, который должен быть качественным и удобным. Кроме того, нужно изменить порядок движения по некоторым улицам, работать с застройкой, дорожным движением и сфетофорами. Это универсальный «рецепт», – считает урбанист.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах