Примерное время чтения: 8 минут
908

Назвали лес Рыданчиком. Изобильненский горокруг ждёт туристов

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 47. АиФ-СК 18/11/2020
Церковь построили из красного дуба
Церковь построили из красного дуба / Ислам Текеев / АиФ

Администрация Изобильненского горокруга включила в маршрут для туристов посещение православных храмов, музея самоваров и этнического казачьего хутора. Подробнее - в материале «АиФ-СК».

Зачем во рвах кустарник?

Один из пунктов нового туристического маршрута - святой источник в Московском лесу.

Село Московское находится в 27 километрах от Ставрополя. Его история началась в 1777-1778 годах, когда при крепости Московской, девятой по счёту на Азово-Моздокской укреплённой линии, образовали одноимённую станицу Хопёрского полка Кавказского линейного казачьего войска.

«Когда казаков переводили в эту станицу, им пообещали, что освободят от службы и будут исправно платить, - рассказывает главный специалист отдела социального развития  и туризма администрации Изобильненского горокруга Наталья Мешечко. - Однако переселенцам пришлось испытать на себе множество тягот: самим обустраиваться на новом месте, строить себе жилища и оборонительные сооружения».

Построить полноценную крепость в срок казаки не успели. Они вырыли ров и сделали земляную насыпь высотой 8 метров, обустроили редуты - по три пушки  в каждом. Воды, для того чтобы наполнить ров, не было. Поэтому его попросту засаживали колючим кустарником, чтобы нападавшие продирались сквозь него и не смогли организовать молниеносную атаку.

Неподалёку от села находится лес - единственный в горокруге, включающий в себя несколько массивов, один из которых называется Рыданчиком.

«По одной из версий, перед приходом казаков из этой местности выселяли ногайцев, и один из ногайцев, оглянувшись на родные места, не сдержался и всхлипнул от горя. Услышав это всхлипывание, громко заплакали и остальные. Якобы поэтому казаки прозвали лес Рыданчиком», - говорит Мешечко.

В лесу находится святой источник пророка Иоанна Предтечи. В советские времена, когда власть религиозность не приветствовала, жившим в селе Московском набожным казакам приходилось собираться в лесу у природных источников и там молиться. Они заметили, что взятая из одного из них вода долгое время не портится. Тогда местные жители решили благоустроить его территорию. Позже рядом построили часовню, оборудовали женскую и мужскую купель, открыли храм.

Почему переносили храм?

А в станице Рождественской туристов знакомят с уникальным деревянным храмом. Станицу в 1797 году основали хопёрские казаки. И сразу заложили храм. Строили его из красного дуба, привезённого из Сибири, три года, без единого гвоздя.

«Высота колокольни - 33 метра, а центрального купола - 25 метров, - рассказывают местные жители. - Храм построен без фундамента, его стены стоят на камне, добытом в окрестностях станицы. Опорные функции выполняют балки, расположенные над оконными рамами. Снаружи и изнутри храм обшит деревянными досками».

Первое упоминание о храме относится к 1800 году, когда его освятил архиепископ Астраханский и Моздокский Платон в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

Второй раз в исторических источниках о храме писали в 1860-м, когда по округе прошлась сильная песчаная буря. Дома жителей по окна засыпало, пострадал и храм. На казачьем круге его решили перенести в более безопасное место, где он и стоит до сих пор. В 1873 году его снова освятили. Сделал это епископ Кавказский и Екатеринодарский Герман.

В 1930-е храм снова был повреждён, на этот раз уже не стихией. Советские власти уничтожили иконостас. Церковь закрыли. Спасти её от полного разрушения удалось обманом. Председатель местного колхоза, набожный человек, соврал, что ему нужно это здание для хранения зерна. Старинные иконы из храма у себя сохранила женщина, жившая в лесу отшельницей. В 1942 году храм снова открылся для прихожан по инициативе местных жителей. Они очистили его от зерна и пригласили священника. С тех пор церковь не закрывалась. До 1980 года она числилась приписной, так как своего настоятеля в ней не было.

В 2019 году началась реставрация храма, завершившаяся в этом году. Установили в нём и новый иконостас со старинными иконами, которые удалось сберечь.

Как слепить идеальную казачку?

Приезжающим в Изобильненский горокруг туристам предлагают поучаствовать в мастер-классе по лепке староизобильненской глиняной игрушки. Её автором в 1998 году стала потомственная казачка и библиотекарь Елена Курова, которая переехала из краевой столицы в станицу Староизобильненскую. Она первой обратила внимание на пластичность местной глины. С тех пор учит всех желающих премудростям лепки игрушек, которые отображают казачий быт и уклад.

«Кусок глины надо поделить на две части. Одну отложить, а вторую   раскатать в форме колокола, он будет изображать юбку казачки, - делится Елена Германовна. - Верхнюю часть надо сделать конусовидной, но не слишком узкой. Сразу отделяется и линия плеч, обозначается голова и шея. Талия должна находиться чуть выше середины заготовки».

Каждый раз для лепки новых частей тела фигурки и деталей одежды оставшийся кусочек глины надо делить пополам и раскатывать. А  прежде чем прикрепить их, следует слегка смочить место присоединения и аккуратно приладить деталь к основной части.

Для баски (оборки) платья казачки надо раскатать кусочек глины в длину и сложить его в виде гармошки. Она вертикально обворачивается вокруг нижней, широкой части игрушки и крепится к ней на высоте одного сантиметра. Затем формируются фалды, они крепятся к туловищу.

Раскатываются руки. Места, обозначающие кисти рук, должны быть узкими. К туловищу они лепятся противоположной стороной.

Другая деталь - кокетка - делается в виде квадратной скобы и крепится концами к плечам. Последний кусочек глины раскатывается, перекручивается и используется как коса, накладывается на верхнюю часть фигурки, где располагается голова.

«Поверхность игрушки расписывается одним цветом. Глаза и щёки рисуются ушной палочкой. Брови, губы, стрелки на глазах и нос двумя точками прописывают зубочисткой. В росписи костюма преобладает характерный для терских казаков синий цвет. А главный узор - стилизованный цветок подсолнуха, символизирующий солнце и изобилие», - рассказывает Курова.

У кого больше всех самоваров?

Уникальная и многочисленная коллекция самоваров ожидает туристов в станице Новотроицкой. Её владелец, местный житель Сергей Брежнев, создал крупнейший на юге России частный музей русского самовара, собирая на протяжении многих лет самые разные экспонаты.

«В нём можно увидеть самовары на дровах и угле. Все они старинные, сохранились со времён царской России», - утверждает Брежнев.

По его словам, название русскому самовару дал слесарь паровозного депо Тулы Иван Лисицын, изготовивший в 1778 году первый такой сосуд в России. А самым предприимчивым производителем этой утвари стал Александр Баташев, купец первой гильдии.

«Сначала он был мелким торговцем, владел двумя небольшими магазинчиками, в которых продавалась разная мелочёвка. Разбогател, после того как начал заниматься самоварами, которые в то время были предметом первой необходимости, без них не могла прожить ни одна семья. Через четыре года Баташев стал золотым миллионером, потому что в царской России рубль чеканился из золота. Однако у него вскоре появились и конкуренты. На одном из предприятий производилось 600 тыс. самоваров в год», - говорит владелец музея.

На чём атаман коптит рыбу?

Другие мастер-классы, но уже по верховой езде на лошадях и рубке шашкой, дают казаки в станице Новотроицкой. Там местные жители обустраивают этнический хутор «Казачья воля». Гостей щедрые станичники угощают рыбой горячего копчения по фирменному атаманскому рецепту. Его деталями поделился атаман Новотроицкого станичного казачьего общества Сергей Катюков.

«Сначала готовим начинку - лук, укроп, лавровый лист, перец душистый, лимон. Летом можно добавить помидор, - рассказывает Сергей Иванович. - Рыба разрезается «лодочкой», туда закладывается начинка. Перед этим снаружи и изнутри надо натереть её солью. Жабры удаляются».

Рубке шашкой учат с детства.
Рубке шашкой учат с детства. Фото: АиФ/ Ислам Текеев

Чтобы рыба хорошенько замариновалась, её оставляют на два часа. После этого отправляют на 40-50 минут в коптильню. Туда закладывают опилки от веток плодового дерева, вишни или абрикоса, желательно без коры, а сверху их посыпают сахаром.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах