Из-за пандемии COVID-19 и закрытых границ курорты Северного Кавказа стали более востребованными. Об их дальнейшем развитии, восстановлении экскурсионных маршрутов и начавшемся горнолыжном сезоне «АиФ-СК» побеседовал с полномочным представителем Общероссийского союза индустрии гостеприимства в СКФО Анной Наумовой.
«Меняйся или умри»
Ислам Текеев, «АиФ-Северный Кавказ»: Анна Олеговна, как пандемия отразилась на состоянии и развитии туризма в регионах Северного Кавказа?
Анна Наумова: Ещё в марте я говорила, что развитие туризма и будущее турагентств на Северном Кавказе будет определяться фразой: «Или меняйся, или умри». В условиях пандемии коронавируса турбизнес действительно начал меняться. Изменились и запросы отдыхающих. Летом и осенью популярнее всего был отдых семьёй или компаниями из двух-шести человек. Сейчас преобладают индивидуальные туры. Скорее всего, больших 50-местных автобусов на экскурсионных маршрутах округа в ближайшее время мы не увидим. Думаю, что это будут мини-группы по 10-20 человек.
Серьёзный момент - цифровизация турбизнеса. Например, в Ставропольском крае турфирмам и отелям до сих пор не разрешено работать в полном объёме. Отели принимают только командировочных, а турфирмы ушли в онлайн.
Очень важно сейчас для компаний, работающих в отрасли, иметь собственный сайт и аккаунты в социальных сетях. Потому что продажи туров идут преимущественно онлайн, в Сети отдыхающие могут приобрести их максимально быстро, буквально в два-три клика.
- Из-за закрытия границ государств жители России переориентировались на внутренний туризм. Улучшились ли в связи с этим позиции курортов Северного Кавказа в списке предпочтений наших соотечественников?
- С одной стороны, пандемия положительно повлияла на популярность отдыха в регионах Северного Кавказа, несмотря на вызванные ею сложности и ограничения. Большинство работающих отелей и санаториев говорят о повышенном спросе на свои услуги и росте посещений даже в такие обычно провальные для курортов месяцы, как конец ноября и начало декабря.
С другой стороны, появилось много дополнительной работы у турфирм, менеджмента отелей и гостиниц. Люди планируют отдых, но могут отменить его в последний момент из-за болезни или страха заразиться коронавирусом.
На руку курортам СКФО сыграло и повышенное внимание к развитию внутреннего туризма со стороны государства, создание специальных программ для пробуждения у россиян интереса к путешествиям по стране.
- По каким критериям россияне выбирают поездки именно в СКФО?
- Отсутствие альтернативы и удобное расположение курортов Северного Кавказа. В аэропорту Минеральных Вод предусмотрено 24 прямых рейса из разных городов России, сетка региональных маршрутов постепенно расширяется. Из Минвод добраться до курортов округа можно в течение двух часов.
К сожалению, уровень обслуживания пока недостаточно высок, поэтому нужно работать с персоналом и улучшать качество сервиса.
Нужны новые турбазы
- На некоторых горнолыжных курортах округа уже стартовал зимний сезон. Другие пока только готовятся открыть трассы и ждут нужного количества снега. Как вы думаете, стоит ли в этом году ожидать наплыва туристов из других регионов?
- Думаю, что Домбай, Архыз и Приэльбрусье будут пользоваться повышенным спросом. Места в отелях на новогодние праздники забронированы уже практически полностью, особенно на пиковые даты - с 31 декабря до 10 января. Интересуют россиян и развивающиеся северокавказские курорты, включая «Армхи» и «Ведучи».
Во второй половине января и начале февраля отели Северного Кавказа обычно «проседали», так как в это время туристы массово уезжали на европейские курорты. Надеюсь, что в этом году из-за закрытых границ гостиницы будут заполнены.
- Северный Кавказ - это не только горнолыжные курорты, но и огромное количество достопримечательностей. Каким видам туризма в округе следовало бы уделить больше внимания?
- Сейчас в тени горнолыжных курортов и санаторно-курортного отдыха остаются новые и нетрадиционные для нашего региона виды туризма - экскурсионный, познавательный, исторический и экологический. Для развития последнего у нас потрясающий потенциал. На территории округа немало заказников и заповедников, где можно ставить легковозводимые сооружения для туристов.
В условиях пандемии многим остро хочется просто подышать свежим воздухом, погулять в парках и заповедниках, полюбоваться птицами, растениями и реками. Такой созерцательный туризм будет очень востребован не только сейчас, но и в дальнейшем.
- На отдельных курортах СКФО начали возрождать популярные в советские времена маршруты. На ваш взгляд, будут ли они пользоваться успехом у отдыхающих?
- Лично мне очень бы хотелось, чтобы восстановили хотя бы часть известных советских маршрутов на Северном Кавказе, а их были десятки. Это наработанный опыт и перспективное направление туризма в наши дни.
Единственная проблема - отсутствие инфраструктуры, которая была в СССР. К сожалению, все турбазы, которые находились на маршрутах и могли принимать огромное число туристов, либо разрушены, либо на их месте располагаются частные владения. Их придётся создавать заново с учётом приграничных зон. В доступных местах можно построить глэмпинги, про которые сейчас много говорят.
Советские маршруты начали возрождать в Краснодарском крае и Адыгее - там нет приграничных районов, что упрощает процесс. А несколько маршрутов, отправной точкой которых была Карачаево-Черкесия, не прекращали свою работу и после развала Советского Союза. По ним летом идут сотни туристов. Их могло быть тысячи, так как никаких дополнительных затрат на обслуживание маршрутов не требуется, любители активного отдыха отправляются в путь с палатками и запасами провианта.
Где родина гостеприимства?
- Уже долгое время обсуждается проект автомобильной дороги между Кисловодском и Сочи. Сейчас он находится в разработке у федеральных министерств. Эксперты утверждают, что дорога важна для развития СКФО, так как увеличит приток туристов в регионы округа. Как к этой идее относятся представители турбизнеса?
- Предложения по этому проекту звучали и в 1970-е, и в 1980-е. В 1990 годах его снова пытались оживить власти Кавказских Минеральных Вод. Сейчас его опять активно обсуждают. Мне кажется, что главная цель проекта - доступность Черноморского побережья для жителей Северного Кавказа.
Если дорога по этой трассе будет занимать шесть часов, то возможно развитие экскурсионного туризма. Например, однодневная поездка в горы с побережья.
Строительство дороги осложняется тем, что провести её планируется через территорию Кавказского биосферного заповедника. Тут своё решающее слово должны сказать экологи.
- Вы представляете в округе Общероссийский союз индустрии гостеприимства. Народы Северного Кавказа издавна с особым уважением относились к гостям, обидеть которых считалось недопустимым. Что представляет собой индустрия гостеприимства и как она развивается в регионах округа?
- Я считаю, что Северный Кавказ по праву можно назвать родиной гостеприимства. Здесь с детства учат особому отношению к гостям. Поэтому радушие хозяев ощущаешь, войдя в любой дом, кафе или гостиницу.
В прошлом году совместно с АНО «Россия - страна возможностей» мы запустили конкурс «Мастера гостеприимства», в котором участвовали туроператоры, частные гиды, владельцы транспорта, музейные работники и представители других отраслей - более 20 тыс. человек. В соцсетях они рассказывали о своих населённых пунктах и связанных с ними проектах.
В результате конкурса появились новые коллаборации, межрегиональные маршруты через все регионы СКФО. Ещё пять лет назад о таком можно было только мечтать.
- Хватает ли профессионалов в этой сфере?
- Наш конкурс выявил огромное число людей, заинтересованных в развитии индустрии гостеприимства. Многие из них уже стали экспертами, их приглашают на разные площадки и работу в комитеты по туризму в регионах Северного Кавказа. Это и есть наш кадровый потенциал.