Примерное время чтения: 8 минут
1102

Играл в захват флага. Каким помнит Рамзана Кадырова его первая учительница

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 40. АиФ-СК 05/10/2022 Сюжет Куда пойти работать?
Рамзан Ахматович всегда интересуется здоровьем своей первой учительницы.
Рамзан Ахматович всегда интересуется здоровьем своей первой учительницы. / Яха Альбекова / Из личного архива

Пятого октября свой праздник отмечают российские учителя, и в этот же день родился глава Чечни Рамзан Кадыров. Его первая учительница Яха Альбекова 14 октября отметит 75-летие. В интервью stav.aif.ru Яха Исмаиловна рассказала о том, каким был в школе маленький Рамзан, и как за долгие годы её работы изменились подходы к школьному обучению.

Интересовался историей

Ислам Текеев, stav.aif.ru: Яха Исмаиловна, нынешний глава республики Рамзан Кадыров - самый известный ваш ученик. Каким он был в школе?

Яха Альбекова: Маленькому Рамзану не исполнилось и шести лет, когда он пришёл в школу №1 аула Центарой (сейчас Ахмат-Юрт - Ред.) и попал в мой класс. Учился у меня с первый по четвёртый классы. Рос очень озорным ребёнком, но никаких грубых нарушений дисциплины себе никогда не позволял. Ко всем учителям относился с уважением.

- Какие качества маленький Рамзан проявлял в то время?

- Он был открытым, доброжелательным и общительным ребёнком, хотя выглядел порой очень строгим для своего возраста. Всегда стремился быть первым и побеждать, но признавал только честную и достойную победу. Старался выполнять запланированное и обещанное, чтобы слова не расходились с делом.

Активно участвовал он и в подготовке всех школьных мероприятий, когда мы придумывали разные сценки. Ему хотелось, чтобы у нас всё было безупречно.

- Как у него складывались отношения с одноклассниками?

- Рамзана с детства окружали многочисленные друзья, которые его ценили и уважали. А его команда всегда превосходила других школьников. С удовольствием помогал другим ребятам с успеваемостью.

- Как учился Рамзан и чем увлекался в школе?

- У него были хорошие отметки по всем предметам. Особенно Рамзан интересовался историей, его увлекали события и факты, связанные с прошлым. Всегда участвовал в спортивных соревнованиях. Например, мы регулярно играли в захват флага, проводили школьные турниры по прыжкам в высоту и длину.

- Проявлялись ли у него тогда лидерские способности?

- Мне хорошо запомнился один случай. В третьем классе октябрят, которые хорошо учились и были активными, обычно принимали в пионеры. Ребята старались, чтобы желанные красные галстуки получил весь класс.

Рамзану тогда шёл девятый год. Он подошёл ко мне и сказал: «Яха Исмаиловна, вы постарайтесь, чтобы у нас с успеваемостью всё было хорошо, а дисциплину и поведение в классе я возьму на себя». Своё слово он сдержал. Наш пионерский отряд всегда был лучшим среди параллельных классов.

- Кем хотел быть в школе маленький Рамзан, о чём он мечтал?

- С детства его родители дали ему установку - стать настоящим человеком. В первую очередь, желал оправдать их ожидания.

- Следили ли вы за его дальнейшими успехами в школе?

- Когда Рамзан перешёл в старшие классы, началась первая чеченская война. Учиться стало тяжело. Ни о каких занятиях спортом уже не было и речи. 

- Когда вы почувствовали, что гордитесь своим учеником?

- Тогда в нашей республике шли боевые действия. Окончив школу, Рамзан стал настоящим помощником и верным другом для своего отца Ахмата-хаджи Кадырова, воевал плечом к плечу с ним. Всегда был рядом с ним до его смерти.

- Удалось ли ему, на ваш взгляд, реализовать свои детские мечты, стать тем, кем мечтал?

- Рамзан всегда хотел помогать другим людям. Думаю, у него это получилось после прихода на должность главы Чечни. Тогда на нашу землю вернулись мир и спокойствие, исполнилась мечта его отца.

За короткое время Рамзан доказал, что он не только отважный воин, но и созидатель с большой буквы. За те годы, что он руководит нашей республикой, сделано очень многое. Постоянно меняется облик городов и районов.

- Бывает ли Рамзан Ахматович у вас в гостях?

- Хоть мы с ним и односельчане, но живём не близко, а село у нас большое. Вдобавок у Рамзана много работы, поэтому он редко приезжает на малую родину. Чаще виделись на школьных мероприятиях. Всегда спрашивает меня о моём здоровье.

В этом году первого сентября он приходил к нам на линейку. Тогда я ему и сказала, что решила уйти на пенсию и отдохнуть, так как отработала 54 года. Он очень удивился.

Грамотных было мало

- Яха Исмаиловна, когда вы решили стать учителем?

- Я мечтала об этом с детства. В школе желание окрепло. Мне нравилось учиться, и я любила всех своих педагогов, прислушивалась к ним. Кстати, они и посоветовали мне продолжить учёбу, когда окончила восемь классов с отличием. Сказали, что я очень способная девочка.

- Как отнеслись к вашему желанию родители?

- После возвращения чеченцев на родину из депортации в 1957 году грамотных людей в народе было очень мало. А девочкам не разрешали учиться после школы. Мама не отпускала меня. Её уговорил отец, который был немного грамотным. 

- Где вы получали профильное образование?

- Окончила педагогическое училище №2 в Гудермесе. Оно тогда только открылось. В 1968 году начала работать в школе №2 Центароя.

- Помните, как пришли на свой первый урок, сильно волновались?

- Мне всегда нравились дети. А в школе я полюбила их ещё сильнее, особого волнения не было.

- Приходилось ли обращаться за советом к коллегам, как они вам помогали?

- Когда я начала работать, большинство учителей были пожилыми, молодых коллег почти не было. Всегда смотрела, как другие педагоги ведут свои уроки, перенимала опыт, чтобы мои ребята не были слабее. Мы с интересом ходили друг к другу на занятия.

- Чему тогда обучали детей в начальных классах?

- Учила их читать, грамотно и красиво писать, считать до 10, решать простые арифметические задачи и примеры. Позже в программе появились правила правописания, более сложные математические задачи и счёт уже до 1000.

- Сложно ли было найти общий язык с детьми и добиться хорошей успеваемости?

- Малыши приходят в школу , похожие на чистый лист бумаги. Именно от учителя и зависит, что на нём появится. Это очень ответственный момент.

Когда я начинала работать, не было телевизоров, смартфонов и других гаджетов. Дети жадно слушали и впитывали мои слова. Когда им читала сказки и рассказы, всегда просили дочитывать. Им очень хотелось узнать, что будет в конце. Мы вместе искали поучительные моменты и мораль.

Со слабыми учениками старалась заниматься после уроков, несмотря на нехватку времени, чтобы они смогли догнать успевающих. Детям, которые плохо понимали русский язык, переводила на чеченский.

- В те времена не было такой поддержки педагогов со стороны государства, как сейчас…

- Когда начинала работать, за классное руководство платили 65 рублей. С увеличением стажа зарплата, конечно, понемногу увеличивалась.

- Как работали, когда в республике начались военные действия?

- Наше село постоянно обстреливали, включая школу. Отопления в ней не было, крыши прохудились. Дети мёрзли в холода, поэтому мы не заставляли их ходить на занятия. Сами дежурили в школе, чтобы она не стала огневой точкой. Из 30 детей в классе на уроки приходили всего несколько ребят, но мы всё равно с ними работали.

Здание при возможности ремонтировали. Когда республику возглавил Ахмат-хаджи Кадыров, стало легче. Со временем школу обновили и назвали его именем. Сейчас её сложно узнать. Появилась пристройка, современный спортзал и дополнительные кабинеты. В этом году сделали масштабный ремонт.

Программа стала сложнее

- У вас солидный педагогический стаж - более 50 лет. Насколько изменился процесс обучения за эти годы?

- Программа стала намного сложнее, а дети более рассеянные, не то, что первые мои потоки. Раньше мне достаточно было постучать мелом по доске, чтобы ребёнок перестал отвлекаться. Сейчас у большинства из них есть разные гаджеты, это очень мешает на уроках.

- Насколько охотно сейчас трудятся учителями ваши молодые коллеги?

- Я вижу, что они с охотой идут на работу, стараются дать детям все необходимые знания. 

- За полвека, что вы отработали, серьёзно поменялись методы и подходы в обучении детей. Активно применяются новые информационные технологии. Как вы к этому относитесь?

- Появилось много полезного вспомогательного оборудования. Например, интерактивная доска. Она очень помогала мне на уроках по окружающему миру. Так дети лучше усваивают материал.

- Можно ли сказать, что в Чечне учителя обеспечены комфортными условиями труда?

- Сейчас в школах для них хорошие условия, учителя получают достойные зарплаты. Есть, конечно, и так называемые контрактники, потому что кадров не хватает.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах