Примерное время чтения: 7 минут
604

Гаджет вместо учителя? Педагог – о дистанционном обучении и работе с детьми

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 13. АиФ-СК 25/03/2020 Сюжет Коронавирус на Северном Кавказе. Главное
Важно, чтобы у ребёнку было интересно, чтобы глаза горели, говорят эксперты
Важно, чтобы у ребёнку было интересно, чтобы глаза горели, говорят эксперты / Юрий Нордгеймер / Из личного архива

Отборочный тур на региональный конкурс «Большие вызовы» на Ставрополье проходит в онлайн-режиме из-за коронавируса. Школы вначале перешли на свободное посещение, потом ушли на каникулы, после 12 апреля должны перейти на дистанционное обучение. О возникших сложностях и способах их преодоления «АиФ-СК» рассказал педагог-организатор пятигорской школы №12, наставник центра молодёжного инновационного творчества HI-Tech Юрий Нордгеймер, внедрявший в городе дистанционную систему образования.

«Если зайдут все сразу, Сеть зависнет»

Наталья Цой, «АиФ-Северный Кавказ»: Юрий Рудольфович, если предположить, что ситуация с коронавирусом продлится до лета, смогут ли школы и кружки обеспечить детям образовательный процесс удалённо?

юрий нордгеймер педагог пятигорск

Юрий Нордгеймер: Технические возможности для этого есть: хороший интернет, единая информационная система, учебные материалы, электронные журналы, дневники. Я не говорю про отдалённые сёла, но в Пятигорске я ещё шесть лет назад как методист налаживал этот процесс. Будет команда - перейдём. Центр молодёжного инновационного творчества, в котором я работаю, пока функционирует в штатном режиме, но в случае закрытия у нас есть все возможности заниматься с детьми удалённо. Ребята и сейчас могут работать над проектами у себя дома, консультации можем проводить онлайн. Сейчас готовим детей на региональный конкурс «Большие вызовы», где будет сформирована команда, которая отправится в Центр для одарённых детей «Сириус». В связи с коронавирусом отбор проходит в онлайн-режиме. Смотрим презентации, задаём вопросы через скайп и другие веб-площадки.

- Как на практике будет выглядеть школьный день? Ребёнок заходит в систему со своего компьютера, а там учитель ведёт урок онлайн?

- Это была бы слишком большая нагрузка на каналы передачи информации. Если ученики всех школ города одновременно зайдут на какой-то сервер, он зависнет. Скорее, работа будет построена иначе. К примеру, у ребёнка будет задание, в определённый промежуток времени его нужно будет выполнить и отправить через интерактивную систему. Что касается изучения материала, сейчас много качественных видеоуроков в открытом доступе. Учитель будет помогать, выкладывая в электронном дневнике рекомендуемые ресурсы со ссылками.

Ловушка для барышень

- Каковы последствия перехода на удалённую форму обучения? Психологи говорят, что онлайн-обучение менее эффективно, чем при живом общении.

- Всё зависит от степени самостоятельности ребёнка. Если он понимает, зачем это ему нужно, дистанционная форма даже лучше, чем стандартная, очная, потому что ресурсов и источников информации намного больше, а в классе один учитель. Если ученик не мотивирован, его никто не контролирует, то дистанционное обучение превращается в профанацию.

И дело не в возрасте. Когда родители спрашивают, можно ли в шесть лет ребёнку ходить на занятия по робототехнике, я отвечаю, что у нас есть пятилетние воспитанники с «царём в голове», - целеустремлённые и дисциплинированные. А кисейной барышней, которая не может собраться с мыслями и бесцельно зависает в Интернете, можно быть и в 25 лет. Я считаю, что главная задача образования сегодня - даже не передать знания, а научить ребёнка ставить задачу и решать её.

- Как бы вы оценили сегодняшний уровень преподавания технических предметов?

- Он постоянно падает. Дети теряют интерес к ним, с этим беда. Два-три года назад в школу хотели привлечь специалистов-практиков, но эта нужная, на мой взгляд, инициатива не реализовалась, так как были установлены слишком высокие требования, которым даже не все учителя соответствовали.

- Есть мнение, что в советских кружках по техническому творчеству занимались сложными вещами, а сейчас деятельность в них более примитивна. Что вы можете сказать, сравнивая «раньше и теперь»?

- Я не согласен с этим утверждением. Во-первых, мир не упрощается, а усложняется. Если раньше в кружках что-то мастерили из дерева, то сейчас этого недостаточно. Нужно знать технологии, станки, оборудование, программное обеспечение, в котором создаются файлы, позволяющие станкам работать. Это другой уровень. Проблема в том, что сейчас для организации кружка технического творчества требуются большие затраты и ресурсы.

- А как вы относитесь к тому, что сейчас техническим творчеством зачастую называют сборку роботов из готовых деталей? Это необходимый этап для будущего инженера или шаг назад в развитии изобретателя?

- Возьмите самую сложную технику - она разбирается на блоки, детали, узлы. Даже в программировании не надо самому писать весь код. Можно из модулей собрать новое, своё, оригинальное. У нас в Центре инновационного творчества уже два патента на полезную модель. Мы анализируем, какие есть аналоги, думаем, как можем их усовершенствовать. Сегодняшнему изобретателю не нужно всё делать собственными руками, как это было раньше. Собирать, компилировать - это хорошо, если ты понимаешь, для чего это нужно.

Голые и босые - двигатель прогресса

- Технологии усложняются, а жизнь упрощается. Но есть мнение, что чем меньше мы используем мозг, тем хуже он работает.

- Появился даже такой термин, как планшетный дебилизм. Мол, дети деградируют, потому что только на кнопки нажимают. Я на это отвечаю так: а вы попробуйте решить задачку простейшую, например, установить приложение и настроить. И вы поймёте, что это другая жизнь. Речь идёт не об упрощении, а об изменении. Когда говорят, что раньше дети на улице бегали, а сейчас в планшетах сидят, - так они к жизни готовятся, которая завтра будет не на улице, а в виртуальной реальности. Другой вопрос - как расставить приоритеты. Готовить узких специалистов под решение конкретных вопросов, как в Америке, или специалистов широкого профиля, как всегда делали русские. На мой взгляд, второе правильнее.

- Как вы оцениваете познавательные способности подрастающего поколения? Многие говорят, что нынешние дети ленивые и поверхностные.

- По-моему, это классические русские черты. Наши дети впитывают их со сказками про Емелю и Ивана, которые лежат на печи. Если в Японии детей готовят к жёсткой конкурентной борьбе за место под солнцем, то у нас много этого места. Возьмите робототехнику - у нас конкуренции нет, а у японцев давно всё занято. Чтобы выиграть в борьбе, ты должен очень сильно упираться, стараться. Это и плюс, и минус высокоразвитого общества. Ребёнок вырастает без ощущения радости жизни. Психологи говорят: надо дать ребёнку возможность побыть в детстве. Меня больше пугает другая проблема - у детей не горят глаза. В начальных классах они ещё чего-то хотят, у них есть та самая мотивация, но к средней школе она пропадает. И это уже болезнь всего общества. Есть что покушать, родители обо всём позаботились. Как пробудить в детях интерес? Как в спартанские времена - лишить благ, и пусть добиваются всего сами.

- А как же пирамида Маслоу: пока не удовлетворены потребности в еде, безопасности, люди ничем другим не интересуются?

- Жизнь показывает, что эта концепция неверная и чужда нашему менталитету. Вспомните историю: люди голодные, босые, делали то, к чему сытые даже приблизиться не могли.

- Учителя говорят, что растут вместе с детьми. Можете ли вы сказать так о себе?

- Каждый ребёнок - носитель знания и отдельная планета. Я должен перестроиться, чтобы найти к каждому подход, достучаться до него. Учителю нельзя останавливаться и в познании. Нужно посмотреть те же мультики, что смотрит пятилетний воспитанник, поиграть в те же игры, чтобы быть с ним на одной волне. Развиваюсь постоянно.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах