С момента, когда курортный парк Кисловодска обрёл статус национального, прошло два с половиной года. Что изменилось - рассказывает его директор Дмитрий Науменко.
Где золотая середина?
Кира Серебрякова, «АиФ-СК»: Дмитрий Сергеевич, для чего парку нужен был такой статус? Что удалось сделать за эти два с половиной года?
Дмитрий Науменко: До 2 июня 2016 года весь парк был структурным подразделением санатория имени
Г. К. Орджоникидзе, находился в ведении Росимущества. Для того чтобы организовать серьёзную работу, ресурсов не было.
Существенные положительные изменения, проведение комплексных программ реконструкции и развития, стали возможными после того, как парк получил статус особо охраняемой природной территории федерального значения и было создано ФГБУ «Национальный парк «Кисловодский».
- В парк каждый день приходят тысячи туристов. С одной стороны, это очень хорошо, с другой - негативное воздействие человека на окружающую среду необходимо минимизировать, чтобы сберечь флору и фауну парка. Как найти баланс?
- Это, по сути, ежедневная наша забота: находить золотую середину, поддерживать баланс, чтобы антропогенная нагрузка не перешла критическую отметку и не стала наносить вред природе. Мы стремимся сделать нагрузку равномерной. Чтобы туристы не концентрировались исключительно в Нижнем парке. Для этого благоустраиваем более отдалённые участки, чтобы люди гуляли по всей территории парка.
- Кисловодский парк стал первым в России, где на дорожки выехал экологически чистый транспорт - электромобили. Насколько это выгодно, комфортно, практично?
- Когда мы первоначально задумались над этим проектом, речь шла не о выгоде, а о социальном значении вопроса. В парке начали создавать доступную среду. В 2017 г. разработали и осуществили проект передвижения по территории на экологически чистом виде транспорта - электромобилях. Маршруты, общей протяженностью более 9 км, включают основные историко-культурные и природные объекты национального парка, формируют общее представление посетителей об ООПТ «Национальный парк «Кисловодский». Это позволило реализовать на территории парка, имеющей сложный рельеф, принцип доступной среды для всех посетителей, включая лиц с ограниченными возможностями здоровья. В прошлом году на 9 Мая сделали подарок ветеранам - покатали их по парку на электромобилях.
Этот транспорт ходит только по дорогам с твёрдым покрытием, водители проходят специальный инструктаж. Существующая навигация позволяет гостям парка выбрать для себя максимально комфортный маршрут, не пересекающийся с движением электромобилей и велосипедистов.
- За минувшие два с половиной года техническое оснащение парка существенно выросло: полностью обновлена система навигации, появилась система видеонаблюдения, пополняется автопарк спецтехники. Это тоже стало возможным благодаря новому статусу парка?
- Дело не в самом статусе, а в том, что для отдельной структурной бюджетной единицы, которой теперь является парк, можно формировать государственное задание. Мы его выполняем.
- Помню, когда принимали решение о статусе, стоял вопрос о том, чтобы передать парк в краевую собственность…
- Если бы это была краевая собственность, то все эти преобразования шли бы за счёт краевого бюджета. А то, что сейчас делается в парке, - это исключительно средства федерального бюджета. Минприроды вариант передачи парка в краевую собственность не рассматривал. Перед ним стояла задача подготовить экологическое обоснование для того, чтобы признать эту территорию особо охраняемой. Специалисты ведомства с задачей успешно справились.
«Народные» велодорожки
- В одном из своих интервью вы говорили, что создадите научно-технический совет. Он уже начал работу? Что конкретно от него ожидаете?
- Научно-технический совет есть в любом национальном парке. Это учёные, которые занимаются государственным экологическим мониторингом (мониторингом окружающей среды). Плюс к этому сейчас мы постоянно взаимодействуем с Центром защиты леса Ставропольского края. Совместно с НИИ курортологии специалистами парка разработана методика сбора и обобщения медицинского прогноза погоды. Установлено оборудование, постоянно ведётся наблюдение и сбор данных.
А наличие научно-технического совета - это как правило хорошего тона для любого национального парка. Научно-технический совет должен изучать те или иные складывающиеся в парке обстоятельства, находить пути решения по вопросам, касающимся деятельности ООПТ, учитывая мнение общественности, экспертов… Так, например, от какой-то группы лиц или организации может поступить предложение, его изучат, обсудят, и оно реально может быть внедрено или реализовано. В адрес руководства парка достаточно часто поступают подобные предложения.
- Есть примеры, когда такие «народные» предложения внедрялись?
- Велодорожки. До того как парку присвоили статус национального, движение по территории ООПТ на велосипедах было запрещено, о чем свидетельствовали предупреждающие знаки, установленные на входах в парк. В 2017 году все эти знаки демонтированы, на асфальтовых дорожках нанесена велосипедная разметка, чему предшествовала серьёзная работа, связанная с логистикой передвижения велотранспорта.
- А какие места в парке интересны научному сообществу?
- Абсолютно весь парк! Любая особоохраняемая территория имеет функциональное зонирование. Это зона рекреации, историко-культурная и отдельно заповедная и особо охраняемая зоны. Доступ на часть этих участков ограничен, они предназначены исключительно для научных исследований. Работы там ведутся постоянно.
- В Кисловодск регулярно приезжает Валентина Матвиенко, и она в курсе всех проблем парка, наблюдает, как и что делается. Когда такой надзор - это прибавляет ответственности? Не страшно иногда что-то делать или не сделать? Не успеть?
- У нас есть чётко поставленные задачи и сроки. Мы всегда готовы и всегда с удовольствием показываем, что изменилось в парке. Валентина Ивановна приезжает в Кисловодск часто и лично контролирует реализацию плана мероприятий по развитию курорта.
- Чего в будущем ждать посетителям? Есть то, что хотелось бы внедрить? Что-то новое и интересное для людей?
- О планах не привык говорить. Скажу только о том, что совершенно точно будет. Сейчас подписали два договора на ремонт терренкуров. Будем ремонтировать цветочный календарь, планируем также привести в порядок лестницу на Сосновой горке. Уже подписан договор на обустройство «босоногой» тропы. Это будет очень интересный объект. Тропа будет сделана из различных видов материалов, по ней можно будет гулять с пользой для здоровья в тёплое время года.
Зимний покой - иллюзия
- Работа огромная. Сколько людей трудятся в парке?
- Более 270 человек. Но и территория немаленькая.
- Зимой больше отдыхаете, наверное, чем летом?
- Работы сезонные, но занятость рабочих устроена так, что люди, которые трудились летом «в поле», зимой работают в тепличном хозяйстве. То есть мы никого не увольняем, все наши сотрудники - уникальные специалисты. И у нас круглый год есть работа. Зимняя тишина в парке - это иллюзия. Чтобы со стороны можно было оценить масштаб этой работы, нужно перестать её делать на какое-то время, и очень скоро станет видно, что и где не было сделано. Но когда человек гуляет и наслаждается, благоустройство вокруг он воспринимает как данность.
Самая лучшая оценка нашей работы - отзывы посетителей. Сейчас мы уже ведём статистику - поток туристов увеличивается. В 2018 году в парке побывали больше миллиона гостей.
Здесь проходят мероприятия международного и общероссийского масштаба, которые мы надеемся продолжить и в будущем. Например, в прошлом году мы впервые принимали эковолонтёров проекта «Экодемия», инициированного Минприроды РФ. К нам приехали люди в возрасте от 19 до 75 лет из разных регионов России. Они смогли оценить все направления и объём работы в парке.
А 7 октября у нас состоялся международный легкоатлетический марафон «KAVKAZ.RUN». 1350 спортсменов, в том числе и знаменитые, из 10 стран мира пробежали 42 км по парку. Событие вошло в историю забегов как самый красивый марафон России. В октябре этого года его планируется повторить. Это беспрецедентное мероприятие событийного туризма, пропагандирующее здоровый образ жизни.
Такие проекты популяризируют национальный парк «Кисловодский» как место круглогодичного отдыха, а также повышают уровень туристской привлекательности как региона в целом, так и города-курорта Кисловодска в частности.