Лесополосы в полях на Ставрополье высыхают без внимания людей, а зелёные пояса городов сокращаются из-за чрезмерного внимания к ним, точнее, к земле под ними. В первом случае власти нашли решение: будут компенсировать траты на восстановление посадок. А вот сохранить в целости массивы леса вокруг городов, похоже, не удастся – потребность в транспортном развитии важнее.
«Уже не спасти»
В руки ставропольских лесхозов за последние годы передали 47 тысяч гектаров земель под лесополосами, это примерно половина всей площади, что занимают такие посадки. Остальное – в частных руках.
Большинство лесополос создали ещё в советское время, и сейчас они представляют собой жалкое зрелище: где-то деревья выгорели, где-то высохли, а потом их доломал ветер. Свою роль в защите от ветровой эрозии почв они уже не выполняют.
По данным Северо-Кавказского федерального научного аграрного центра, 68% лесополос – в удовлетворительном состоянии. 32% – это усыхающие или полностью погибшие деревья и пустые участки, заросшие травой.
Как восстановить утраченное, обсуждают уже много лет. Но только в прошлом году власти Ставрополья разработали реальный план.
«Чтобы их сохранить, вложим краевые и федеральные средства. Планируем стимулировать и самих аграриев, продумаем механизм компенсации затрат. Проект на годы», – заявлял глава края Владимир Владимиров в мае прошлого года.
Жители края считают, что быстро решить проблему не получится.
«Лес за два года не вырастить. Проблема настолько серьёзная, что как бы не оказалось поздно. Если ехать по дороге Ессентуки – Суворовская, видно, что лесополоса у посёлка Урожайного постепенно исчезает. В восточных районах некоторые деревья уже не спасти, начиная от Апанасенковского до Курского района. Им уже больше 70 лет. Да, есть деревья помоложе, их и нужно спасать», – оставил отзыв в канале глав региона один из комментаторов.
Заплатит государство
По словам министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставрополья Олега Безменова, лесополосы, которые можно восстановить малыми усилиями, уже спасают, проводят рубки ухода, чтобы поддерживать посадки в нормативном состоянии.
«Хуже всего деревья сохранились в Апанасенковском муниципальном округе. В хорошем состоянии только 30% лесополос. Следом идёт Туркменский район – там их сохранились около 40%. Лучше всего положение в Александровском районе, где в нормальном состоянии 90% полос, а также в Петровском округе – 85%», –рассказал министр на недавнем брифинге.
По его словам, для восстановления посадок власти внесли изменения в федеральное законодательство. Теперь государство будет выделять субсидии, покрывающие до 90% затрат хозяйствующих субъектов, которые сажают деревья между полями.
Хотят переместить, как энтов
Пока степные районы добиваются возрождения лесополос, на курортах Кавминвод власти, напротив, разрабатывают проекты, которые могут уничтожить «зелёные лёгкие».
Администрация Железноводска предложила... переместить лесные чащи, чтобы не мешали обслуживать коммуникации. В городе 11 лесопарковых кластеров, которые охватывают городской парк имени С. Говорухина, район горы Развалка и границу промышленной зоны. Их границы собираются передвинуть.
Но деревья не великаны-энты из фильма «Властелин колец». Защитники природы уверены, что леса просто уничтожат вместе с их обитателями. 18 февраля железноводские активисты встретились с представителями администрации на круглом столе в зале заседаний Общественной палаты Ставрополья.
«Разговор был острый, живой, мы получили много документации, но некоторые вопросы, заданные главе Железноводска, остались без ответа, –рассказал «АиФ-СК» председатель палаты Георгий Нефетиди. – Есть закон об охране окружающей среды, который не позволяет менять границы, перемещать зелёные пояса городов. Мы договорились, что нам представят все документы. Потом совершим инспекционную поездку, посмотрим на обстановку, проведём ещё ряд заседаний».
Нужно найти компромисс?
За сохранность лесов сейчас борются и жители Кисловодска. Власти решили построить на окраине объездную дорогу и гостиничный комплекс, вырубив там деревья. Жалобы горожан уже дошли и до председателя Следкома России Александра Бастрыкина, который поручил провести процессуальную проверку по этому факту.
По словам главы города Евгения Моисеева, городская комиссия выезжала по обращениям местных жителей, но пришла к выводу, что других вариантов прокладки трассы нет.
Георгий Нефетиди считает, что нужно найти баланс между желаниями кисловодчан и гостей курорта.
«Ситуация сложилась сложная: необходимо развивать туризм, но для этого нужно улучшать и дороги, поэтому необходимо находить подходы, чтобы не нарушать экологический баланс. Нужно хорошо разобраться в теме и принять решение, которое устроит кисловодчан и будет нравиться туристам», – прокомментировал он.