Примерное время чтения: 7 минут
1007

Наедине – только ночью. Как абазины создавали семьи и хранят ли эти обычаи?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 24. Бить толпой - обычай? 12/06/2024
Часть старинных правил жизни молодёжь соблюдает и сейчас.
Часть старинных правил жизни молодёжь соблюдает и сейчас. Министерство Ставропольского края по национальной политике и делам казачества

В традициях и обрядах абазинского народа отразилась его многовековая история, события повседневной жизни. Хранителями народных обычаев на Ставрополье стали представители национально-культурной автономии абазин Кисловодска «Абазашта».

Председатель общественной организации Агурби Маков рассказал «АиФ-СК», как устраивали свадьбы, узнавали нрав невесты, укладывали младенца в колыбель.

Невестки не смотрели свёкрам в глаза

«Наши предки придерживались строго патриархального уклада жизни. Одно из важнейших событий для каждого человека – свадьба – устраивалась только по договорённости. Часто абазины сватали своих детей ещё в раннем детстве», – делится Агурби Магомедович.

Поженившись, молодожёны соблюдали строгие правила. Целый год они не встречались с родителями, не обращались друг к другу по имени, не бывали днём наедине.

Невестка могла разговаривать со свекровью лишь спустя определённое время после замужества. В знак почтения она не должна была смотреть свёкрам в глаза, кушать в их присутствии и сидеть. Эти правила тесно связаны с одним из главных обычаев абазин – почитанием старших. Он сохранился до наших дней как дань уважения старшему поколению.

«В наши дни молодёжь редко соблюдает старинные обычаи. К примеру, общение со свёкрами осталось под запретом лишь в сёлах Карачаево-Черкесии. Во многих семьях невестка разговаривает со свёкром и обедает с ним за одним столом. Муж и жена обращаются друг к другу по имени и вместе обсуждают семейные дела. Замужние женщины могут не покрывать голову платком среди близких», – продолжает Агурби Маков.

Некоторые запреты в наше время сняты.
Некоторые запреты в наше время сняты. Фото: Министерство Ставропольского края по национальной политике и делам казачества

Веселье после никяха

Но есть свадебные традиции, которые сохраняются и в XXI веке. Сейчас молодой человек идёт знакомиться к понравившейся девушке вместе с друзьями. Если встреча прошла благоприятно, его родственники просят руки возлюбленной. Когда невесту увозят из родительского дома, её сопровождает многочисленная родня жениха и друзья. Ко времени прибытия гостей невеста вместе с родственницами сидит у себя в комнате.

Жениха щедро угощают и заставляют преодолевать шуточные препятствия, выдуманные гостями, а потом платить выкуп. Только после этого девушку отвозят туда, где живёт родня жениха или его близкий друг.

А спустя пару дней старшее поколение мужчин – родственников невесты – заключает никях – брачный союз по мусульманскому обычаю. Затем невесту провожают в дом будущего мужа, и там уже начинается основная часть свадебного праздника, где гости танцуют и поют, веселятся от души.

Садились жениху на шею

Когда друзья сопровождали жениха домой, старались сесть ему на шею или всучить что-то тяжёлое. Таким образом они намекали, что отныне все радости и печали он будет делить с женой.

По приметам невесты родственники жениха старались определить её характер.

Если в доме будущего мужа была бабушка, то она выходила за ворота встречать невесту с угощением. Девушка могла заявить, что войдёт в дом только после бабушки. В таком случае считалось, что она добрая и покладистая. Тогда бабушку с песнями провожали в дом, а после этого входила невеста.

Был и другой способ узнать нрав девушки. Во дворе или комнате, через которые она проходила, специально оставляли веник. Если она поднимала его – значит станет рачительной хозяйкой. А когда не замечала и шла дальше, считалось, что невеста недомовитая.

Кошка для сладкого сна

Многие абазинские обычаи связаны с детьми. Особое значение имеет обряд «принятия ребёнка в семью», когда его подносят к домашнему очагу. Ещё один значимый обряд – первая стрижка волос. Обычно эту почётную миссию доверяли дяде со стороны мамы. При этом было важно, чтобы у него была красивая шевелюра. Это служило залогом того, что такая же вырастет у малыша. Первую прядь волос бережно хранили и считали, что она поможет, если ребёнок заболеет.

Самый распространённый и сохранившийся до наших дней обряд – «укладывание младенца в колыбель». Первого ребёнка женщина обычно рожала в доме своих родителей. Потом её вместе с новорождённым привозили в дом супруга, его родня по этому случаю резала барашка, приходили родственники и друзья, устраивалось радостное торжество. Спустя некоторое время проводили обряд укладывания в люльку с наречением имени. Обычно малыша называли в честь умершего близкого родственника.

Колыбель для младенца делали из толстых веток. При рождении мальчика люльку и все детские принадлежности готовила тёща. Если же рождалась девочка, то всё необходимое приносила свекровь. Для проведения обряда приглашали самую уважаемую бабушку селения, у которой много внуков и все они здоровы.

Прежде чем устроить ребёнка в колыбели, туда клали кошку. Считалось, что пушистая красавица оставляла в люльке свой сладкий сон. Потом бабушка клала яйцо для сытой, долгой и счастливой жизни младенца. На ручку ребёнка она привязывала белую ленточку, чтобы тот жил долго, пока не побелеют его волосы.

На темечко малыша прикрепляли кусочек прополиса, чтобы предупредить окружающих – не прикасаться к этому уязвимому месту. Затем малыша пеленали и укрывали одеялом, а потом бабушка укачивала его, напевая колыбельные песни.

Первый шаг – выбор на всю жизнь

Когда ребёнок начинал ходить, его близкие проводили обряд выбора будущей профессии.

Перед мальчиком выкладывали различные вещи – книжки, кинжал, денежные купюры, плоскогубцы и другие. Для девочек подбирали предметы домашнего рукоделья, посуду, зеркало и так далее. Первое, что ребёнок захочет взять в руки, означало его занятие в будущем.

Абазины объединяли этот обычай с обрядом «первого шага». Ребёнка красиво одевали, ножки перевязывали нитками и ставили на пол. Свои первые шаги, он делал по направлению к столу с разложенными предметами.

В давние времена образцом традиционной женской красоты считалась тонкая талия. Следуя этим критериям, девочки с 12 лет ходили в корсете, сделанном из прочного материала с вставками из металлических и деревянных рёбер.

Большое значение для абазин имела традиция гостеприимства. Гость – это самый дорогой человек, поэтому во дворах строили особые жилища, где располагались гости. Хозяева никогда не спрашивали, зачем они прибыли и на какое время. Это считалось признаком неучтивости. Для дорогих людей накрывали богатый стол, ставили всё самое лучшее, чтобы в сумме получалось от 7 до 10 блюд. Главное, чтобы гость был доволен. Так начиналась дружба между представителями разных национальностей.

«В этих традициях живёт народная мудрость и доброе отношение к окружающим, что остаётся большой ценностью во все времена», – говорит Агурби Маков.

СПРАВКА

Абазинское общество создано в Кисловодске в 1992 году. Оно возрождает культуру абазинского народа, хранит его традиции и обычаи, поддерживает дружеские связи со всеми национальными диаспорами города. Общество оказывает благотворительную помощь своим членам, участвует в миротворческих акциях, городских мероприятиях.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах