Полемика северокавказских политиков и общественников о вреде и пользе контрольно-пропускных пунктов на административных границах Северного Кавказа продолжается. Сейчас она неожиданно переросла в борьбу с коррупцией. Пока только в отношении одного отдельно взятого лейтенанта с КПП «Чермен».
Гостеприимство по-полицейски
Республики СКФО развивают экономику, зазывают туристов. Но здесь их ждёт не только курортный отдых, но и проверки на КПП между субъектами округа. И личный, и общественный транспорт осматривают вооружённые полицейские: заглядывают в багажник, сверяют документы.
Если это рейсовый автобус, процедура может затянуться на полчаса и даже больше. Туристов это удивляет, а местных жителей раздражает.
Руководитель чеченского туристического бюро Адлан Болотбиев уверен, что КПП создают негативный имидж региону. «Не секрет, что на этих постах люди занимаются вымогательством, - говорит он. - С этим сталкиваются туристы, которых мы сопровождаем в республику из аэропорта в Беслане. Больше нигде в России таких постов нет. Когда-то они были необходимы в качестве заслона от боевиков, но сейчас они только вредят».
Самые негативные отзывы, по словам Болотбиева, у туристов вызывают пост «Малка» в КБР, укреплённый пост ГИБДД в Хасавюрте и «Чермен» в Северной Осетии. Но критикуют и другие пропускные пункты.
«Обязательный паспортный контроль и регистрация в обе стороны, мрачные лица грубоватых полицейских, постоянные очереди на холодном ветру - такого я не видел больше нигде, - пишет дагестанец о КПП «Затеречный» в Нефтекумском районе Ставропольского края. - Ощущение, что едешь не в соседний регион, а в какое-то недружественное государство».
«Кто-то нормально проезжает через «Малку» и «Урух», а кто-то говорит, что тормозят не только грузовой, но и пассажирский транспорт, заставляют выходить, идти регистрироваться. Там выстраиваются очереди, - рассказывает председатель общественного движения «Кабардино-балкарский республиканский контроль» Владимир Тумов. - Все сходятся во мнении, что эти посты не нужны».
В КЧР, по словам атамана Баталпашинского отдела Кубанского войскового казачьего общества Виктора Бородкина, было два укреплённых поста. Их один за другим убрали, но на безопасности это не сказалось.
«Посты выставляют периодически, например, когда в республике угоняют машину или разыскивают подозрительных лиц, - говорит наш собеседник. - С остальными задачами справляются камеры видеофиксации и патрули ДПС».
Пропуск - банковская карта
В декабре 2018 года глава Чечни Рамзан Кадыров заявил, что все эти укреплённые бетонными блоками и БТРами посты пора ликвидировать. По его словам, преступники всё равно объезжают их стороной. В ответ министр МВД Северной Осетии Михаил Скоков привёл статистику задержанных нарушителей и напомнил, что в 2012 году на КПП «Чермен» погиб лейтенант полиции Заур Джибилов, не пропустивший автомобиль со взрывчаткой. Полемику продолжили представитель Общественной палаты Чечни Мансур Солтаев, возмутившийся тем, как его самого проверяли полицейские «Чермена», и омбудсмен Нурди Нухаджиев, который упрекнул должностных лиц, выступающих за сохранение КПП, в преследовании меркантильных интересов.
Вскоре после этого следственное управление СКР по Северной Осетии возбудило уголовное дело в отношении 23-летнего лейтенанта полиции. Сначала его заподозрили в вымогательстве пяти тысяч рублей с проезжавшего через Черменский пост иностранца. Он заплатил, а потом пожаловался на взяточника. Сейчас полицейскому вменяют уже 11 эпизодов мошенничества с использованием служебного положения на общую сумму около 50 тысяч рублей. Деньги водители переводили ему на банковскую карту.
С одной стороны, это расследование может умерить аппетиты постовых, а с другой стороны - показать, что силовики могут навести порядок в рядах полицейских, и КПП для этого убирать не надо.
Укрепили позиции
Многие считают блокпосты на Северном Кавказе атавизмом военного времени. Но это не совсем так. Например, КПП «Артезиан» между Дагестаном и Калмыкией создан в 2014 году после терактов в Волгограде, поскольку именно по той дороге перемещались смертники. Федеральные КПП «Малка» и «Урух» в Кабардино-Балкарии также появились только в конце 2014 года, а КПП «Затеречный» обзавёлся новым оборудованием для просвечивания техники и жильём для полицейских в 2015 году. Федеральных контрольно-пропускных пунктов в СКФО семь. Кроме того, есть укреплённые посты региональных ГИБДД. Вся эта сеть направлена не только против террористов и незаконного оборота оружия, но и против наркотрафика, перевозки контрафактного алкоголя.
Да и террористическая угроза не миновала. Как напоминает председатель Общественной палаты Северной Осетии Нина Чиплакова, из Сирии в Россию будут возвращаться боевики, и отказываться от дополнительных мер безопасности ещё рано.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть