Ставрополь, 13 марта – АиФ-СК. Из простого абонента – в потерпевшего. Одним звонком. Мобильный телефон стал оружием для получения денег – эта тема сегодня стала центральным вопросом круглого стола в главном управлении полиции Ставропольского края.
Руководители ведомства вместе с представителями крупнейших «поставщиков» связи и сотрудниками банков обсуждали: как уберечь население от любителей мобильной наживы. Способы у преступников разные: одни рассылают смс-сообщения, содержащие ссылки, при переходе по которым со счёта абонента автоматически списывается энная сумма денег; вторые уведомляют о якобы заблокированной банковской карте и предлагают решить проблему у банкомата, где сообщают комбинацию цифр, и человек, не подозревая об обмане, переводит свои сбережения преступникам. А третьи – самые циничные – делают упор на пенсионеров: звонят пожилым людям, начиная диалог со слов «бабушка» или «мама», сообщают, что попали в беду, и спасти их может только сумма денег. Какая – зависит от жадности преступника. Обычно просят минимум 20 000 рублей. Причём такие «заработки», звучало, часто ведутся удалённо: из других регионов России, а то и вовсе – из тюрьмы. Юрий Алтынов, зам. начальника ГУ МВД по Ставропольскому краю, подтверждает:
«Зачастую в камерах находится не по одному сотовому телефону, у заключенных порой даже есть возможность выхода на интернет-ресурсы и порталы!»
Что делать?
Такая «проворность» и «находчивость» ударяет рублём и по компаниям сотовой связи. По словам Светланы Фединой, сотрудницы одной из таких фирм, количество денежных средств, возмещенных пострадавшим по вине контент-провайдера только по Кавказскому филиалу их предприятия, составляет 8 500 000 за прошлый год. А количество абонентов, которые обратились в клиентскую службу, достигает 18 тысяч.
Как защитить от мошенников и себя, и абонентов – вопрос, на который пытались найти ответы неоднократно. Создавали горячие линии помощи клиентам, информировали с помощью массовых рассылок смс, печатали листовки, показывали фильмы, блокировали подозрительные сим-карты – но управы на мобильных преступников так и нет. Главная сложность: нарушители закона регистрируют номера на фальшивые документы (порой, ещё и в другом регионе) и концов потом не найти. Связисты отчаялись настолько, что решили проводить уроки «мобильной грамотности», с которыми ходили по школам и вузам Ставрополя. Однако это, по всеобщему мнению, капля в море.
Илья Захаров, представитель компании-оператора сотовой связи, выступил с предложением выйти на министерство образования и сделать такую практику регулярной, так как дети и подростки состоят в «группе риска» обманутых. Ещё один спикер – Владимир Сергеев, председатель Общественного совета при Управлении МВД по краю – дал совет: никогда не обращаться к телефонному собеседнику по имени. Но думать об этом пенсионер порой просто не в состоянии! – возразил на это психолог. Поскольку ведущая эмоция у пожилого человека – это страх, тревога за своих близких. К тому же решающим фактором порой становятся проблемы со слухом. Так или иначе, универсальное, пусть и несколько «народное» решение проблемы – звонить своим родным. И чем чаще – тем лучше.