Академический директор Центра социологического и политологического образования Российской академии наук, эксперт и ведущий ставропольского межрегионального форума Александр Согомонов недавно в Ставрополе провёл интересную дискуссию по вопросу: «гражданское образование – а образование ли это?» За основу гражданского просвещения в нашей стране он предлагает брать западную модель. «Наша задача (учителей, педагогов – Авт.) в том, чтобы подтолкнуть учащихся к видению проблем, поиску решений и совместной деятельности с людьми – словом, чтобы они стали подлинно активными гражданами, – говорит Александр Юрьевич. – В рамках выражения мысли рождается норма языка. Надо учить детей через научение мыслить, обучать, как думать. В тех же США уже младшеклассники постоянно пишут сочинения, выражая свои мысли. А для этого одарённость не нужна. Поэтому должно прийти понимание осознания школой своей качественно новой социальной миссии. Школа – важнейший элемент гражданского просвещения».
В подтверждение своей концепции эксперт РАН привёл для участников форума гениальное, на его взгляд, изречение Ницше: «Мало иметь собственную точку зрения. Надо иметь иногда собственные мысли». Так что пока, по его мнению, и гражданское общество (популярная нынче тема для разговоров в нашей стране), и сама демократия в России не более чем иллюзия, идеал. Но иллюзия того, куда мы движемся, должна обязательно существовать.
Двойные стандарты «убивают»
С такой в чём-то спорной точкой зрения согласились и ставропольские общественники. Роза Баранова, президент общественной организации «Открытый дом – детская служба спасения» выразила своё мнение корреспонденту «АиФ-СК»: «Мне так повезло, что я с детьми не в школе работаю. Абсолютно согласна с оратором. Главное - ученика научить не тому, чтобы он физику и математику знал. А чтобы понимал – как должен жить: как деньги тратить, как любить, как мечтать…Нужно понимать, что вчерашний день не вернётся, нашей родины СССР уже нет, так что мудрый опыт других государств в этом вопросе – дело великое. Надо брать в нашем образовании за основу прогрессивный, позитивный взгляд на вещи. А пока в нашей школе многое делается формально, а двойные стандарты вообще иногда «убивают». В современной российской школе мне очень жаль многих учителей, их раздавила система. Вы посмотрите, как всё в жизни ускоряется. Только недавно восторгались мобильными телефонами, а теперь на смену им пришли айпады. Да что мы о высоких материях говорим? Вы слышали, когда Согомонов спросил на форуме у будущих педагогов, кто из них после окончания вуза в школу пойдёт работать, из 50 подняли руку всего пять человек. Не хочет прогрессивная молодёжь идти в старую систему».