«У нас теперь не та политика, что была при Гаевском. Везде должно звучать слово «казачий» - это высказывание председателя комитета краевой Думы по безопасности, межпарламентским связям, ветеранским организациям и казачеству Петра Марченко на специально созванном совещании можно считать программным.
А его реплика, адресованная конкретным должностным лицам, звучит почти революционно: «Вы землю в аренду прежде всего казакам сдавайте, а не приезжим из республик».
От земли отлучили
В общем, почти как у краснодарского губернатора Ткачева с его нашумевшей казачьей полицией. Если учесть, что Валерий Зеренков – сам казак, ничего удивительного в новых трендах нет. В частности, дружинами казаков намерены заняться серьезнее, причем привлекать «реестровиков» и к охране природы, и к защите от пожаров.
- Если не казаки, кто обеспечит нам здесь безопасность? – риторически вопрошали участники совещания.
Увы, пока только в половине муниципалитетов Ставрополья дружины получают хоть какое-то финансирование. «Реестровиков» привлекают для охраны порядка лишь от случая к случаю, почти всегда – безвозмездно.
Не состоялся ставропольский казак и как земледелец. Наделы «реестровиков» (а их более 20 тысяч га) нынче во многих районах обрабатывают люди пришлые. Лишившись во времена Гаевского поддержки (техники в лизинг, субсидий и др.), казаки стали в массовом порядке сдавать поля в субаренду, получая всего 10% от выручаемых средств.
Причем именоваться крестьянско-фермерскими хозяйствами, чтобы получать преференции от государства, бойцы Терского войска принципиально не хотят. В этом и закавыка: в реестр сельхозпроизводителей минсельхоз края включает только с «правильными» формулировками. Это крючкотворство порядком надоело «думцам».
- Государство не случайно упростило процесс наделения казаков землей, а у нас везде сложности! – возмущался спикер краевой Думы Юрий Белый. – Давайте краевые законы перепишем, что-то придумаем.
Как латать прорехи?
В этом году на развитие казачества из краевого бюджета выделена весьма скромная сумма – всего 10 миллионов рублей. Это в разы меньше, чем на Кубани. Тем не менее депутаты Ставрополья отнюдь не финансистов винят в том, что казачество в крае никак не может набрать силу.
- Беда - в плохой работе краевого комитета по делам национальностей и казачества, - негодовал Юрий Белый. – Ведь даже те средства, которые правительство края изыскивает, освоить не могут! Я недавно как депутат хлопотал о своем округе – он у меня в станице Темнолесской. Спонсоров искал, чтобы достать борцовские ковры для спортивной секции. А что оказалось? Ковры-то для подразделений давно куплены, только до казачьих обществ никак не дойдут, пылятся на складе полгода!
Пустяковый вроде вопрос о том, почему передача имущества отделам Терского казачьего войска (ТКВ) – задача почти не решаемая, перерос в диспут. Решили его в спешном порядке доработать.
А латать финансовые «прорехи» Петр Марченко предложил, активнее участвуя в различных федеральных целевых программах. ФЦП может помочь, например, с оснащением спорткомплекса в первом казачьем кадетском корпусе, который 1 сентября откроется в Буденновске.
Да и для создания краевого центра допризывной подготовки молодежи, о котором много говорят, федеральные денежки пригодились бы.
Но пока с грантами дело идет туго. Очень нужны средства на музеи, однако Москва помогать не спешит.
В общем, до сих пор казачество в крае - структура маловлиятельная. Хорошо, это хотя бы признают. А еще очень хотелось бы, чтобы благие намерения не превратились в очередную кампанейщину.